Особенности цивилизации Древней Индии

Первые поселения в предгорьях долины Инда датируются VI – IV тыс. до н. э. Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическим земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан.

Цивилизация Индии возникла в середине III тыс. до н. э. Эту древнейшую цивилизацию называют Индской (по месту расположения в долине реки Инд), или Хараппской (по её наиболее крупному центру).

Древнейшая Индия представлена цивилизациями Мохенджо-Даро, Хараппы, Чанху-Даро, Лотхала и другими, существовавшими с середины III тыс. до н. э. до середины II тыс. до н. э. О характере социально-экономических отношений в ёё центрах говорить можно лишь предположительно. По-видимому, здесь есть определённые аналогии с шумерскими и аккадскими городскими центрами, поддерживавшими в древности некоторые экономические связи с центрами Хараппской цивилизации. Здесь были созданы крупные ирригационные системы, и основная часть населения занималась поливным земледелием. Основными посевными культурами были пшеница и ячмень, из огородных культур преобладали дыни и горох. Также выращивались финиковые пальмы, плоды которых шли в пищу и хлопок, бывший основой ткачества. Основными объектами скотоводства были овцы и коровы. При этом быки выступали основной тягловой силой при обработке земли. Есть основания полагать, что городские центры взимали налоги с прилегающих сельских местностей (скорее всего эти налоги носили натуральный характер). Хараппские купцы вели широкую торговлю.

Керамическая посуда изготовлялась на гончарном круге с последующим обжигом в специальных печах. Развивалось декоративное украшение посуды, воинских доспехов и предметов быта. Из металлов были известны медь, свинец и олово. Орудия труда и оружие делали из меди и бронзы. Раскопки показывают, что многие предметы были приведены к одному стандарту; существовали гирьки – эталоны весовой системы, а так же линейки с точно нанесёнными делениями. Основная единица веса равнялась 0,86 граммам, а основная единица длины – 6,7 миллиметрам.

В этот период существовала письменность, дошедшая до нас в виде небольших надписей на печатях. Всего в древнеиндийской письменности около 400 иероглифических и пиктографических знаков. До сих пор учёным не удаётся расшифровать надписи из Мохеджо-Даро и Хараппы. Вполне возможно, что эта письменность была широко распространена, однако её образцы не сохранились в больших количествах. Писчие материалы в виде коры деревьев, листьев пальмы, кожи и ткани во влажном климате Индии очень быстро разрушались.

Уровень развития протоиндийского общества в этот период прекрасно проиллюстрирован археологическими находками при раскопках Мохенджо-Даро. Сам город занимал площадь порядка 260 га. В основе его застройки лежало организованное планирование. Чётко определены улицы, их ширина (до 10 метров) указывает на активное использование колёсного транспорта. Дома (обычно двухэтажные) строились из обожжённого кирпича, что говорит о высоком уровне гончарного производства. Город имел систему водопровода и централизованной канализации, для чего использовалась система желобов и канав, по которым вода подавалась в кварталы, а нечистоты выводились за пределы города. Город имел выраженный культовый центр с храмом и пристройками, а также центральное административное здание (дворец правителя), которое располагалось в центре и было хорошо укреплённой крепостью. В плане города по размерам домов и их архитектуре чётко прослеживается квартал знати, район ремесленников и территория торговых рядов. Существовало даже соединённое с рекой сооружение типа верфи.

К середине II тыс. до н. э. древнейшие цивилизации Индии исчезают. Ранее было принято говорить об их разрушении ариями, однако новые исследования показывают, что это не так. Никакого молниеносного вторжения ариев, повлекшего за собой катастрофу Хараппской цивилизации не было. Арии медленно проникали вначале только на северо-запад огромного полуострова и также медленно смешивались с местным населением, которое не испытывало, по всей вероятности, серьёзного давления со стороны пришельцев. Падение древнейших цивилизаций бассейна Инда должно было быть связано с общим регрессом в экономическом развитии, а также с принципиальным изменением экологии бассейна Инда и прилегающих территорий, что было следствием каких-то не совсем ясных климатических изменений.

Во II тыс. до н. э. арии переживали период военной демократии. Они объединялись в союзы племён и знали деление на социально-профессиональные ранги: жрецов, воинов и свободное население. У них наблюдалось имущественное и социальное расслоение, выделялась военная и жреческая знать. Племенные вожди становились царями, первоначально – выборными, впоследствии их власть стала наследственной. Во многих протогосударствах власть старейшин была так велика, что некоторые исследователи называют их «республиками». Но даже там, где власть правителя становилась наследственной, она не была абсолютной. Царь вынужден был считаться с мнением совета. Бывали случаи, когда не поладившие с подданными правители изгонялись. Арии заселили районы рек, но до океана не дошли. Смешение традиций коренного населения и традиций кочевников-ариев привело с одной стороны, к распространению среди коренных народов продуктов скотоводства – молока, масла, сала и мяса, а с другой – к восприятию арийцами у коренного населения традиций земледелия. Арии привели с собой коров и ослов, что расширило тягловую и транспортную базу хозяйства. В сельском хозяйстве были освоены просо, овёс, бобы, лён, рис и кунжут.

Арии заложили новые религиозные и культурные традиции. В арийских семьях женщина занимала место госпожи дома и подруги мужа. Кроме того, женщина выступала в роли второго лица при жертвоприношениях, которые приносил глава семьи. Всё это серьёзно повлияло на место и роль женщины в будущем индийском обществе. Арии принесли идею о святости коровы, что было естественно, поскольку для кочевника животное было источником жизни.

Новый период древнеиндийской цивилизации связан с бассейном реки Ганг, где в конце первой трети I тыс. до н. э. появились государственные образования – Кошала, Магадха, Анга, Ватса и др. Первоначальные поселения ариев постепенно превратились в городские центры политической власти, торговли и ремесла. По источникам этого времени прослеживается варновое деление, т. е. деление на сословия: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, ремесленников) и шудр (прочее свободное население). Деление это поддерживалось религиозными представлениями. Считалось, что рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых жизнях. Это важнейший постулат ведической религии с её идеей непрекращающихся перерождений, облик которых зависит от кармы, т. е. суммы добродетелей и пороков в прошлых существованиях (хорошая карма – возродился брахманом или князем, плохая – шудрой, а то и вообще животным, червём). Такие представления требовали, чтобы человек мирился со своим местом в обществе, не стремился к улучшениям и изменениям (в текущей жизни это просто невозможно, нелепо даже думать об этом), но вёл себя добродетельно и тем улучшал свою карму с расчётом на будущее.

Следует отметить, что принадлежность к той или иной варне при формально прослеживающемся делении (брахманы пополняют жреческое сословие, кшатрии – военное) вовсе не означает безусловного выполнения приписываемых ей общественных функций. Очень рано имущественное расслоение ведёт в Индии к появлению кабального рабства; долговые отношения были весьма развитыми. Существует множество зависимых категорий населения (как экономически, так и социально). Это многочисленные арендаторы и субарендаторы, клиенты и домашняя челядь, работники временно и постоянно зависимые. Преобладал труд свободного населения. Рабский труд был особенно распространён в царском хозяйстве, в хозяйствах храмов. В общине рабство имело патриархальный характер, и рабы скорее выполняли обязанности домашней челяди (к ним, по индийским понятиям, относился и сельскохозяйственный труд).

Основу экономики Индии этого периода составляет орошаемое земледелие и садоводство. Скотоводство носит вспомогательный характер. Создание усиленной упряжки (до 12 быков) позволяло осваивать тяжёлые грунты и производить более глубокую вспашку, что способствовало увеличению посевных площадей и росту урожайности. В ремесле наиболее характерными являются ткачество и металлургия. Активное освоение хлопка привело к развитию хлопчатобумажного ткачества. Индийские ткани были распространены в Месопотамии и Греции. Развитие металлургии позволило уже в VI в. до н. э. перейти к серийному выпуску оружия. Железо (индийцы называли его «тёмно-синей медью») позволило Индии эффективно противостоять армии Александра Македонского.

Судя по некоторым данным, правители протогосударств выступали в качестве верховных распорядителей общественного достояния, что проявлялось, в частности, в их праве выделять брахманам ту или иную часть общих земель. Правители (раджи) собирали с общинников ренту-налог (обычно это была шестая доля урожая), которая постепенно превращалась из добровольного взноса в обязательную подать. Правители возглавляли аппарат администрации, причём значительная доля этого аппарата комплектовалась из близких родичей правителя.

Наивысшего расцвета древняя Индия достигла в период династии Маурьев, когда почти весь Индостан был объединён в рамках единого государства. Складывание империи Маурьев относится к концу IV в. до н. э. Особенно хорошо известна политическая деятельность её основателя – Чандрагупты, захватившего власть в 317 г. до н. э., (по преданию, он был из касты шудр) и его внука Ашоки. В правление последнего (268 – 231 гг. до н. э.) широкое распространение в Индии получает буддизм, активным проповедником которого был сам царь. Ашока рассылал миссионеров-буддистов во все концы Азии, а на территории своих владений приказывал строить колонны, на которых высекались царские воззвания. Один из таких памятников был увенчан группой из четырёх львов, ставшей официальным символом современной Индии.

В этот период города начинают играть всё более заметную роль в экономике. Видимо, значительная часть ремесленников работала в системе государственного хозяйства. Существовали специализированные мастерские, где выполнялись заказы правящих верхов и администрации. Но постепенно часть времени ремесленники стали посвящать и частным заказам. Правда, вся частнопредпринимательская деятельность ремесленников и торговцев ремесленными изделиями и сельскохозяйственными продуктами находилась под строгим контролем государства. Развитию внутренней торговли способствовала сеть хороших дорог. Одна из них, Уттарапатха, сохранилась до наших дней и носит сейчас название большой магистральной дороги, соединяющей Паталипутру (бывшую столицу империи Маурьев) и район центрального Ганга со странами северо-запада.

Государство в эпоху Маурьев финансировало значительные социальные программы, в том числе и снабжение больниц. Оказывалось содействие обучению, например, в Такшашиле существовал университет.

Ашока активно осваивал новые территории. Территория страны была разделена на наместничества, которые регулярно инспектировались царём и его приближёнными. Маурьи установили внешнеторговые и политические отношения со странами Средиземноморья.

Наследникам Ашоки не удалось сохранить могущество империи, и в начале II в. до н. э. она распалась на ряд сравнительно небольших государств.

Вопросы:

1. Почему жилища в Индии не строились из кирпича-сырца, столь распространенного в Египте и Месопотамии?

2. На основании кастового деления Индии предположите особенности индийских законов.

3. Какие особые структуры, не существовали в государственном устройстве Индии в отличие от других государств того же времени?

4. Почему в традициях ариев женщина занимала равное с мужчиной положение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: