Особенности цивилизации Древнего Китая

Русское название «Китай» произошло от названия монгольского племени киданей (или «китаев»), завоевавших в X – XI вв. север Китайской империи и образовавших там своё государство. Сами же китайцы издавна именуют себя ханьцами, по имени династии, правившей в стране с III в. до н. э. по III в. н. э., и заложившей основы традиционной китайской государственности и культуры. Что же до названия страны, то она с древнейших времён называлась «Чжунго», что означало «Среднее царство» (или «царства»). В смысле этого самоназвания присутствовал момент противопоставления себя окружающему миру, осознание себя в качестве некоего центра.

Территория Китая была освоена в период неолита. Ландшафтные особенности (большие степные пространства, плоскогорья, горные области с плодородными долинами) стимулировали переход к кочевому скотоводству. Племена, занимавшиеся оседлым земледелием, постоянно подвергались набегам кочевых и горных племён, из-за чего развитие земледелия существенно тормозилось. Неоднородный состав и постоянная борьба племён за территории долго не позволяли создать эффективную экономическую базу для создания государства.

Первой формой государственности в Китае стали номы. Они появились в бассейне реки Хуанхэ, освоение долины которой позволило перейти к широкомасштабному производящему хозяйству. Население номов в основном занималось земледелием, которое здесь было основано на паводковом и атмосферном орошении.

В XVIII в. до н. э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан (чжоусские племена, жившие в бассейне реки Вэй, Называли его Инь), возглавивший довольно крупное объединение номов. В истории этот период называется «периодом государства Шан – Инь. Правитель Шана носил титул ван и являлся также первосвященником. Но власть его была ограничена советом знати и народным собранием.

Основу экономики этого периода составляло земледелие. Основной культурой было просо, в более поздний период появились ячмень и пшеница, ещё позднее – рис. Однако обработка земли носила примитивный характер. Широко были распространены охота, рыболовство и собирательство. Рабство в этот период носило военный характер. Обращение в рабство соплеменников не практиковалось.

Керамическая посуда той эпохи имеет сложную форму, имеются экземпляры размером до одного метра. Ритуальная посуда покрывалась глазурью.

Изделия из бронзы охватывают не только военное и сельскохозяйственное направления, но и широко применяются в быту. На некоторые бронзовые сосуды наносились письмена, которые стали основой китайской письменности. Надписи были обнаружены также на панцирях черепах и воловьих костях, использовавшихся для гадания.

В эпоху Шан – Инь китайцы овладели мастерством изготовления шёлка. Они также вырезали из нефрита изящные фигурки.

Древнейшее китайское государство вело активные военные действия. Очень часто эти войны носили ярко выраженный грабительский характер и предпринимались с целью захвата добычи, в первую очередь пленников, которых обращали в рабство. В гадательных надписях часто сообщается, что «захватили много рабов». Однако рабы ещё не очень ценятся как рабочая сила, о чём говорят встречающиеся в погребениях того времени останки убитых рабов. Вооружение воина Шан состояло из лука, изготовленного из воловьих рогов и сухожилий, высотой в рост человека, бронзового ножа, точильного камня, алебарды и щита, обтянутого кожей и украшенного изображением тигра.

В течение многих столетий высказывались сомнения в реальности существования Шан. Китайский философ Конфуций, живший в VI в. до н. э., говорил: «Как можно говорить об их церемониях? Нет ни документов, ни знающих людей». Многие историки и археологи считали, что история Китая начинается с династии Чжоу. Причиной этого было отсутствие памятников и предметов, относящихся к этой династии. Храмы и дворцы не сохранились: каждая последующая династия разрушала здания предыдущей и встраивала свои на их руинах.

Государство Шан перестало существовать в конце II тыс. до н. э. – оно было захвачено племенем чжоусцев. Последний царь Шана, Ди Синь, вынужден был совершить самоубийство. Западное Чжоу стало крупнейшим государством на территории Китая рубежа II – I тыс. до н. э. Однако чжоусцы стали полными преемниками иньской культуры. На это указывают сохранившиеся изречения того времени: «Следуйте уголовным законам Инь, мудро установленным», «Изучайте великих людей Шан, чтобы укрепить своё сердце и уметь учить людей».

Экономика Западного Чжоу базировалась на сельском хозяйстве. Основу составляло земледелие. В этот период наблюдаются существенные изменения в уровне агротехнических знаний. Активно использовалось внесение удобрений, причём не только органических, но и минеральных (например, толчёный известняк для раскисления почв). Началось использование системы озимых и яровых посевов. Широкое распространение получило огородничество и выращивание культуры тутового дерева и конопли, которая давала масло и волокна для изготовления грубых тканей. Государство активно поддерживало сельское хозяйство не только экономически, но и религиозно. Существовал целый комплекс массовых обрядов (например, проведение первой борозды в сезоне) связанных с культовостью сельскохозяйственных работ. На особое отношение правителей к этой отрасли экономики указывал и тот факт, что в гробницы богатых сановников укладывали не только лук и стрелы воина, но и мотыгу земледельца.

Значительную часть чжоуской экономики составляло скотоводство. Произошёл переход от кочевого к оседлому скотоводству. Под пастбища выделялись специальные земли. В структуре скотоводства значительное место занимало коневодство. На это указывают тексты, где говорится о наличии специальных пастбищ для табунов. Коневодство поддерживалось государством, поскольку лошади применялись в армии Чжоу. Существовали «царские конюшни», где разводили и воспитывали боевых лошадей.

В развитии ремесла первое место занимала обработка бронзы. Лёгкость и изящество изделий из неё указывают на высокий эстетический вкус и высокоразвитую культуру.

Во главе государства стоял ван – император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми. Однако власть вана по-прежнему была ограничена состоящим при нём советом, в который входили крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства. Земля номинально считалась принадлежавшей государству, существовал также и непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих хозяйств.

Чжоуское общество сохраняло черты патриархальной семьи. В указе вана Сюаня (ок. 800 г. до н. э.) говорится: «Ни в коем случае подданный не имеет право жаловаться на решение своего непосредственного начальника, т. к. если бы это было разрешено, то сыновья стали бы судиться со своими отцами, и не было бы необходимого различия между старшими и младшими».

С середины IX в. до н. э. в Западном Чжоу начинается внутренний кризис: возрастает роль местной знати, происходит ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н. э. с усилением натиска северо-западных кочевых племён территория государства сокращается, столица переносится. Западное Чжоу меняет название на Восточное Чжоу и становится одним из множества самостоятельных царств.

С VIII по V вв. до н. э. на территории Китая существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном управлении.

Соперничающие государства теперь имели регулярные армии с пехотой, кавалерией и колесницами. У северных кочевников, вторжения которых привели к падению Западного Чжоу, было заимствовано искусство верховой езды. Также получило распространение новое грозное оружие, включая арбалет, который являлся наиболее значительным техническим изобретением этого периода. Короткая арбалетная стрела имела железное древко, чаще всего с оперением из кожи или тонкой бронзы, а не настоящих птичьих перьев и была снабжена бронзовым наконечником. Поражающая способность такой стрелы была больше, чем у современной винтовочной пули. Это скорострельное оружие давало возможность необученным крестьянским призывникам с лёгкостью поражать конных или пеших вражеских воинов.

В середине I тыс. до н. э. в Китае происходят важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже, чем в других странах) осваивается плавка железа, что создаёт условия для развития ремесле и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных систем в бассейне реки Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства (и в сельском хозяйстве и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитие товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег. Первые монеты (V в. до н. э.) изготавливались из бронзы, в зависимости от районов или в форме миниатюрных лопат («бу»), или крошечных ножей («дао»). Позже появились «яйби», выполненные в форме раковины каури. На каждой монете было обычно название города, в котором она была изготовлена. Первые округлые монеты появились в IV в. до н. э. и имели отверстия посередине, с помощью которых они подвешивались к поясу.

В середине I тыс. до н. э. в Китае распространяется долговое рабство, частные лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем рабской рабочей силы остаётся государство.

В политической сфере Китая середины I тыс. до н. э. также происходят изменения. С VI в. до н. э. правители начинают активное наступление на привилегии аристократии, которая борется за захват власти в своих царствах. Для подрыва влияния знати правители стараются опереться на лично им преданных служилых людей, вводя новую систему должностного вознаграждения: вместо раздачи земель вводится жалование, выплачиваемое зерном (важнейшим эквивалентом стоимости). В V в. до н. э. происходит укрупнение государств: вместо примерно двухсот, из которых было пять сильнейших, остаётся менее тридцати государств, и выделяются семь самых могущественных (Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), в которых постепенно вводится централизованная политико-административная система. Например, в царстве Цинь проводятся реформы, которыми было утверждено единое законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены ограничения размера наделов, отменены все прежние наследственные титулы, введены новые ранги знатности за личные заслуги и т. д. После проведения этих реформ царство Цинь становится мощной державой, превращается в военно-бюрократическую деспотию типа государств ближневосточного региона.

Циньский ван в 221 г. до н. э. объединил бóльшую часть Китая. И хотя Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до н. э.), но она заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю территорию страны распространяются циньские принципы государственного устройства, создаётся военно-бюрократическая империя, организуются завоевательные походы в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для защиты от кочевых племён активно строится Великая китайская стена.

К концу I тыс. до н. э., на территории Китая активно развивается работорговля, рабство становится основной формой производства, как частного, так и государственного. Источники сообщают о существовании крупных рабовладельческих хозяйств и специальных рынков, где велась торговля рабами, которые стоили очень дорого. В меньшей степени труд рабов использовался в сельском хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляли крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую повинности.

В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшаяся иероглифом «вэнь». «Вэнь» накладывалась воспитанием на первоначальную природу человека как некий духовный узор, отличающий его от человека неразвитого. Поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной. Одной из важнейших основ китайской культуры являлось конфуцианство.

Конфуций (Кун-цзы, 551 – 479 гг. до н. э.) выдвинул в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т. е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё ради истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо). Конфуций призывал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику.

Китай – классический образец цивилизации циклического типа: ещё в древности было замечено, что в истории этой страны есть определённый ритм, действующий с чёткостью маятникового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл, процветали её дела, но спустя некоторое время в стране всё сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость от центральной власти, чиновники всё больше коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал. Именно так в 206 г. до н. э. пришла к власти династия Хань, основателем которой стал крестьянин Лю Бан, один из вождей восставших. В его правление были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги. Однако административно-бюрократическая система и большинство экономических установлений Циньской империи остались в силе, хотя часть государственных земель Лю Бан вынужден был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II-I вв. до н. э.

Вопросы:

1. Вспомните, в каких цивилизациях, кроме китайской, номы были первой формой государственности.

2. Предположите, каким образом должны были быть организованы работы по возведению Великой китайской стены.

3. Найдите в истории древних государств события, похожие на падение государства Шан-Инь (рассмотрев причины).

4. Почему в основе монетарной системы Китая были бронза и железо, а не золото и серебро?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: