Успехи восстания Тэйшонов в 70-е годы XVIII в., их победа на юге и севере Вьетнама влекли за собой выделение в особый клан руководителей движения, способствовали развитию неизбежного в условиях феодального общества процесса феодализации вождей и их окружения. Внешним проявлением ее было провозглашение Нгуен Няка в 1776 г. правителем (выонгом) Тэйшонов, присвоение Нгуен Хюе и Нгуен Лы, а также группе наиболее крупных военачальников почетных титулов, подобных тем, которые имели вельможи при дворе Ле, Чиней и Нгуенов.
Процесс феодализации руководства Тэйшонов наиболее ярко отразился на деятельности старшего из братьев — руководителей движения — Нгуен Няка. Если на первом этапе восстания Няк проявил себя как довольно способный военачальник и политик, то, став верховным правителем государства, он фактически прекратил активную деятельность, довольствуясь, по словам Куанг Чунга[276],положением и привилегиями центрального выонга. Нгуен Няк не смог подняться до уровня понимания общенациональных задач, поэтому его роль в истории Вьетнама можно ограничить периодом активной деятельности как вождя восстания (1771— 1786), а не как выонга Вьетнама (1787—1793). О самоустранении Нгуен Няка от государственных дел после конфликта между ним и Нгуен Хюе говорит такой отрывок из письма выонга, относящегося к 1788 г.: «А я человек мягкий и рассеянный и хочу сохранить за собой только Куиньон и сам себя объявляю западным правителем»[277].
Полной противоположностью бездеятельному и пассивному центральному выонгу был Куанг Чунг. Несомненно, Куанг Чунг, обессмертивший свое имя великой победой над феодалами Поднебесной, является также одним из ярчайших государственных деятелей в истории Вьетнама. Сын своей эпохи, со всеми положительными и отрицательными чертами предводителя крестьянского выступления в эпоху феодализма, Куанг Чунг смог подняться до уровня выразителя общенациональных интересов. Бесспорным лодтверждением этому наряду с борьбой за независимость страны на полях сражений является и стремление Куанг Чунга провести в Северном Вьетнаме конкретные мероприятия по укреплению центральной власти выонга, по созданию централизованного феодального государства.
Главным звеном в цепи мероприятий, направленных на защиту независимости государства, Куанг Чунг считал нормализацию отношений с Поднебесной, которая исключила бы возможность нового вторжения маньчжурских войск на территорию Вьетнама. Он говорил по этому поводу своим приближенным: «Сейчас мы их разбили. Но если они соберутся снова воевать, нам будет нелегко. Если хотим спокойствия народу и мира стране, нужно временно отложить оружие и взяться за дары»[278].
Такое стремление Куанг Чунга было вполне оправданным, поскольку Цянь Лун, узнав о поражении Сун Шии, повелел заменить верховного главнокомандующего южной армии, а также срочно собрать в девяти южнокитайских провинциях войско в количестве 500 тыс. человек и готовиться к новому наступлению на Тэйшонов[279].
Военные приготовления в южных провинциях Китая стимулировали активизацию антитэйшонских выступлений последователей императора Ле в самом Вьетнаме. Так, ши-фу Зыонг Динь Туан, едва Ле Тьеу Тхонг успел пересечь китайско-вьетнамскую границу, собрал остатки разгромленной Тэйшонами «армии спасения императора» и захватил Иентхе. В Лангзянге организовал бунт Фам Динь Зат, а его родственник Фам Динь Тян, собрав отряд численностью 500 человек, терроризировал район Возянг. Скрывшиеся после разгрома военачальники армии императора Ле развернули борьбу против Куанг Чунга и организуемого им военно-административного аппарата во многих частях страны — в Нгеане, Киньбаке, Хайзыонге и др. Наиболее активно действовал Ле Зуи Ти, младший брат императора Ле, фактически захвативший Туен-куанг и Баолак. Возникла реальная угроза объединения этих разрозненных бунтов в значительный по масштабам мятеж. Нгуен Хюе хорошо понимал также, что в случае нового вторжения маньчжурской армии эти силы сделают все, чтобы изнутри взорвать установленный Тэйшонами режим. Поэтому самую главную задачу, требующую решения сразу же после освобождения территории Северного Вьетнама, Куанг Чунг видел в предотвращении новой войны, с тем чтобы выиграть время, восстановить разрушенное хозяйство, стабилизировать внутреннее положение и собрать силы для окончательного разгрома Нгуен Аня, вновь вторгшегося в Южный Вьетнам.
Куанг Чунг установил тайные связи с правителями южных провинций Китая, имея в виду использовать их в качестве посредников при переговорах с Цянь Луном. Вскоре после одержанной победы он в этих целях направил к наместнику Гуанси и Гуандуна маньчжуру Фукананю одного из своих сподвижников — Нго Тхи Няма. Ням передал китайскому чиновнику письмо Куанг Чунга, а также предложил значительную сумму за содействие в установлении связей с Цянь Луном.
Маньчжурская империя также переживала период значительных внутренних трудностей, и хотя император дал приказ о подготовке нового похода во Вьетнам, но сам он был не прочь договориться с Куанг Чунгом о разрешении конфликта мирным путем.
Вьетнамские историки утверждают, что Цянь Лун дал тайное поручение губернатору Гуанси Тан Сюнъе установить связи с Тэйшонами и прозондировать возможность мирной договоренности, разумеется с соблюдением декорума, позволяющего Поднебесной империи «сохранить лицо»[280].
Так, Сюнъе писал в письме к Куанг Чунгу: «Ле Тьеу Тхонг бежал из страны, Поднебесная решила не отдавать ему снова Аньнань. Поэтому, не дожидаясь высочайшего указа, следует послать человека к границе, просить о покровительстве... объявить себя вассалом и запросить инвеституру на правление»[281].
Куанг Чунг воспользовался этим советом и направил соответствующее письмо Цянь Луну, в котором просил позволения «капитулировать», а также называться вассалом Поднебесной, иными словами, в этом письме руководитель Тэйшонов осуществил свое намерение «отложить оружие и взяться за дары».
Одновременно в знак своего миролюбия и серьезности попыток установить отношения с Китаем на основе добрососедства он возвращал в Гуанси 500 маньчжуров-пленных, захваченных в Тханглонге, и сообщил, что в ближайшее время возвратит оставшихся 200 человек[282].
Вместе с тем с самого начала переговоров тэйшонский правитель не ставил себя ниже китайской стороны; проявляя стремление к урегулированию вопроса, он в то же время сохранял твердость и отметал любые попытки маньчжуров в той или иной форме поставить Вьетнам в неравноправное положение, навязать ему свою волю.
Начав переписку об условиях мирного урегулирования, Куанг Чунг уехал из Северного Вьетнама в Фусуан. Этот демарш был сделан не случайно. Маньчжуров на переговорах представляли наместник Гуанси и Гуандуна Фуканань и губернатор Гуанси Тан Сюнъе; от имени вьетнамской стороны было поручено выступать приближенным Куанг Чунга — Нго Тхи Няму и Фан Хюи Итю. Устанавливая равенство уровня делегаций на переговорах, Куанг Чунг демонстрировал и свое равное с Цянь Луном положение как правителя суверенного государства.
Вьетнамские и китайские хроники того времени[283] приводят свидетельства того, что Цянь Лун, не без влияния Фукананя и Тан Сюнъе, по существу, сразу же согласился с предложениями Куанг Чунга. В опубликованном указе он фактически признавал бесперспективность попыток подчинить Вьетнам военной силой и пытался доказать, что фактом признания Куанг Чунга Поднебесная сможет вновь установить влияние на территории южного соседа.
Летом 1789 г. Куанг Чунг направил к цинскому двору своего, племянника Нгуен Куанг Хиена в сопровождении сановников Ву Хюе Тана, Нго Ви Куй и Нгуен Динь Кы, которые повезли Цянь Луну письмо с просьбой правителя Тэйшонов сделать его «ваном Аньнаня», «чтобы у страны был правитель», и прислать посольство для выполнения обряда вассалитета и решения вопроса о» дани.
Письмо Куанг Чунга Цянь Луну свидетельствовало о незаурядных дипломатических способностях тэйшонского правителя. Куанг Чунг справедливо возлагал ответственность за только что прошедшую войну на маньчжуров, избегая в то же время выпадов против императора и оставляя, таким образом, открытым путь для переговоров.
Известно также, что цинская династия не признавала владения Нгуенов самостоятельным государством, а считала их зависимыми от Ле. Куанг Чунг же в своем письме подчеркнуто выступал как представитель суверенного государства, соседнего с Аньнанем (Северный Вьетнам). Более того, Куанг Чунг указывал на желание народов Северного Вьетнама видеть его своим правителем, иными словами, речь шла о том, чтобы маньчжуры признали и Северный Вьетнам частью суверенного, независимого вьетнамского государства, объединенного под властью Тэйшонов, с центром вне Северного Вьетнама, в Куангнаме, т. е. в той части страны, которую Куанг Чунг считал независимой и суверенной.
Дипломатический демарш Куанг Чунга удался. Цянь Лун счел возможным «забыть» о том, что всегда относился к государству Нгуенов как к вассалу Ле. «Я, император,— говорится в указе Цянь Луна,— ознакомился с содержанием твоего письма, из которого следует, что земля Куангнама — ваша исконная и что вы не подчинялись Ле, что ваши отношения не были отношениями вассала и господина»[284].
Однако в целях сохранения престижа и демонстрации вассальной зависимости от Поднебесной Цянь Лун выдвинул два условия, при соблюдении которых Куанг Чунг мог получить титул вана: построить на территории Северного Вьетнама храм в честь полководца Сюй Шихэна, погибшего во время вторжения во Вьетнам в 1788—1789 гг., иежегодно отмечать в этом храме день его смерти; приехать в 1790 г. в столицу Цинской империи на празднование 80-летия маньчжурского правителя»[285]. Куанг Чунг принял эти два условия, с тем чтобы быстрее решить вопрос с инвеститурой и урегулировать отношения с Китаем.
Осенью 1789 г. Цянь Лун направил в Тханглонг высокопоставленного чиновника из Гуанси, чтобы вручить Куанг Чунгу печать «Аньнань го-вана», т. е. утвердить его на престоле бывшего государства Чиней — Ле. В этом акте цинская династия делала уступку Куанг Чунгу, поскольку первоначально церемонию вассалитета имелось в виду устроить весной следующего, 1790 г., когда Куанг Чунг должен был приехать в Китай. Однако тэйшонский вождь не согласился с этим предложением, заявив, что «никогда еще церемония установления вассалитета не устраивалась с небрежностью посреди дороги», и «потребовал следовать старым традициям нашей страны, в соответствии с которыми церемония вассалитета устраивалась на ее территории»[286]. Маньчжурский двор был вынужден уступить вьетнамскому монарху. Но Куанг Чунг потребовал новой дипломатической и церемониальной уступки от Цянь Луна. Он потребовал, чтобы официальный акт установления вассалитета был проведен не в Тханглонге, как это делалось прежде, а в Фусуане. В письме к Фукананю Куанг Чунг писал, что ряд причин побуждает его настаивать на этом: «город Тханглонг потерял чистоту», и то, что он «едва проделал этот путь и не может себя заставить вновь проделать это», и то, что у него есть сведения о том, что «сотни каких-то неведомых судов грабят и терроризируют приморские районы, почему он и поспешил в Фусуан, чтобы подготовиться к обороне»[287]. В конце концов Куанг Чунг заставил своего племянника Фам Конг Чы надеть одежды правителя, загримироваться и «сыграть роль» Куанг Чунга во время официального акта установления вассалитета, организованного все же в Тханглонге[288].
Вьетнамские историки утверждают, что Фам Конг Чы сыграл роль еще один раз, когда в Китай было направлено посольство на празднование 80-летия Цянь Луна и Куанг Чунг, ссылаясь на то, что ему нужно было похоронить мать, отказался ехать в Пекин. Неизвестно точно, знали ли о такой подмене китайцы, но тем не менее они устроили вьетнамскому лжевану пышную встречу[289]. От границы до столицы вьетнамских послов сопровождал сам наместник Гуанси и Гуандуна Фуканань. Специальным указом ему разрешалось взять из казны Гуандуна 8 тыс. лян серебра для встречи и проводов вьетнамского вана. Когда пребывание «Куанг Чунга» в Китае подходило к концу, стало известно, что расходы на его содержание составляли 4 тыс. лян в день, а поскольку срок пребывания вьетнамцев в Китае был определен в 200 дней, то оказалось, что казна Циней заметно пострадала, причем, как было установлено, львиную долю этих средств присвоили сопровождавшие посольство китайские чиновники.
Цянь Лун сам лично осыпал лже-Куанг Чунга различными милостями: в честь его устраивались пиры, ему дарили царские одежды с желтым поясом (прежние вьетнамские правители имели право носить лишь красный пояс), император жаловал «вану Ань-наня» стихи собственного сочинения с добрыми пожеланиями и пр.
Эти действия Цянь Луна, а также и другие его акты в отношении Куанг Чунга свидетельствуют о том, что цинский император хотел обеспечить лояльность нового «вассала». Последний, со своей стороны, рассматривал установление вассалитета и получение инвеституры как важный шаг в недопущении новой войны, в обеспечении определенного периода, в течение которого можно было решать внутренние дела всего Вьетнама, не опасаясь угрозы с севера.
В свете этого важное значение имел фактический отказ Цянь Луна от поддержки устремлений императора-эмигранта Ле и его приближенных вернуться на родину. По мере того как шло улучшение отношений с Куанг Чунгом, Цянь Лун охладевал к Ле и его окружению, находившимся на территории Китая. Сначала был указ императора поселить все окружение Ле в столице. Затем последовал другой указ, в соответствии с которым лишь 100 человек во главе с Ле Тьеу Тхонгом направлялись в столицу, где они были включены в состав привилегированных восьмизнаменных войск, остальных распределили по провинциям страны и также определили на военную службу[290].
Без ответа была оставлена и просьба Ле Тьеу Тхонга помочь ему получить в управление области Туенкуанг и Хынгхоа либо разрешить вернуться в Зядинь, где Ле намеревался объединить усилия с Нгуен Анем в борьбе против Тэйшонов. По-видимому, эти требования были очень настойчивыми, поскольку император Цянь Лун даже отдал приказ заточить в темницу «за непослушание» одного из членов семейства Ле — Ле Куиня, а также сообщить об этом факте Куанг Чунгу: «Когда ван Аньнаня услышит об этом, он будет доволен»[291].
Другим важным событием, показывающим уступчивость Цянь Луна требованиям Куанг Чунга, была отмена старого обычая присылать из Аньнаня в Поднебесную дань в виде статуи, отлитой из золота. В 1789 г. Куанг Чунг направил Цянь Луну специальное письмо по этому поводу, в котором, в частности, говорилось: «Обычая платить дань статуей золотого человека не было ни в древности, ни при Хань, Тан и Сун. Просим этот обычай пересмотреть и освободить нас от уплаты»[292].
Цянь Лун приказал удовлетворить эту просьбу Куанг Чунга и издал специальный указ, освобождавший Аньнань от уплаты дани золотом и серебром: «Что касается лекарственных трав, то... пусть присылают их сколько могут. Что касается шелковых тканей, то их надо продолжать поставлять, но здесь также не надо строго придерживаться установленного порядка... Ибо мы больше всего ценим намерения вана, нежели состав и количество дани»[293].
В 1792 г. Куанг Чунг запросил Китай установить сроки, в которые надо было присылать дань, и сам предложил Цянь Луну новый порядок, в соответствии с которым даннические миссии должны были направляться в Китай раз в два года[294]. По-видимому, такое предложение вьетнамцев объяснялось тем, что внутреннее положение в стране в это время осложнилось, к тому же во Вьетнаме начинает ощущаться французское вмешательство. Куанг Чунг в этих условиях хотел продемонстрировать свою связь с могущественной Поднебесной в качестве своеобразного предостережения Нгуен Аню и французам, вмешивающимся во внутренние дела Вьетнама.
Анализируя мероприятия Куанг Чунга по нормализации отношений с Поднебесной, вьетнамские историки делают вывод о том, что он «постоянно действовал с позиций победившей страны. Маньчжуры относились к Куанг Чунгу с уважением и неоднократно уступали ему... При Куанг Чунге авторитет Вьетнама возрос. Это был результат славной победы над захватчиками в начале 1789 г. и реальной силы, которая была у Куанг Чунга»[295].
В качестве определенного подтверждения вывода о «реальной силе» Куанг Чунга вьетнамская историография приводит сведения о его намерении возвратить семь уездов, принадлежавших некогда чану Хынгхоа и отторгнутых маньчжурами. По этому вопросу, говорится в «Истории феодального общества во Вьетнаме», тэйшонский правитель начал переписку с наместником провинций Гуандун и Гуанси. Вместе с тем он полагал, что вряд ли «возможно вернуть украденное путем переговоров, и активно готовил силы, чтобы, опираясь на них, вернуть потерянное»[296]. В этих целях Куанг Чунг, в частности, установил тайные связи с обществом «Небо и земля», нелегально действовавшим против маньчжуров в южнокитайских провинциях, имея в виду при удобном случае объединиться с ними и вернуть Вьетнаму указанные семь уездов, включенных маньчжурами в юго-восточный район Китая[297]. Вооруженные отряды этого общества, которые во Вьетнаме называли «Тау-о», получали от Куанг Чунга продовольствие, а также уходили на территорию Вьетнама для переформирования и т. п. Эти связи были настолько законспирированы, что только после смерти. Куанг Чунга маньчжуры узнали о них. В 1797 г, им удалось захватить одного из вождей «Тау-о», который признался, что Куанг Чунг предоставил им в свое время 100 малых военных судов, а также направил к ним 12 военачальников[298].
Историк Хоа Банг утверждает, что в 1792 г. Куанг Чунг, исходя из того, что обстановка в Южном Китае складывается благоприятно для реализации его замыслов, направил в Китай Ву Ван Зунга, который вез послание, содержащее два предложения: отдать за него замуж маньчжурскую принцессу и возвратить Вьетнаму территорию Гуанси и Гуандуна, как некогда принадлежавших этой стране. Хоа Банг приводит данные о том, что Цянь Лун будто бы не возражал против того, чтобы Куанг Чунг женился на маньчжурской принцессе и взял в качестве ее приданого провинцию Гуанси. И только смерть Куанг Чунга (16 сентября 1792 г.[299]) помешала осуществлению этого брака.
Проводя курс на установление добрососедских отношений с могущественным северным соседом, Куанг Чунг добился серьезных успехов, по существу обеспечивавших государственную независимость Вьетнама от Поднебесной. Сохранявшийся чисто внешний декорум вассалитета был сведен до минимума и использовался Куанг Чунгом как форма для дипломатических акций в отношении Китая, осуществляемых им, по сути дела, как равноправным партнером Цянь Луна. Это был новый элемент во вьетнамо-китай-ских отношениях, продолжавший на арене внешних связей ту линию на сохранение независимости, которая проявилась в борьбе вьетнамского народа против маньчжурского нашествия.
Осуществляя комплекс внешнеполитических мероприятий, направленных на предотвращение нового вторжения маньчжурских войск на территорию Вьетнама и добиваясь добрососедских отношений с Китаем, Куанг Чунг одновременно начал решительную борьбу против оставшихся в стране сторонников императора Ле. Помимо крупных феодальных чиновников, в том числе членов бывшей императорской семьи, на стороне бежавшего в Китай императора выступало и значительное число ши-фу (конфуцианских ученых) Северного Вьетнама. «Руководствуясь классовым сознанием и идеологией,,слепой верности", немалое количество ши-фу выступало против Тэйшонов либо отказывалось от сотрудничества с ними. В этом была одна из трудностей, стоящих перед Куанг Чунгом»[300]. Именно ши-фу, которые имели большое влияние в дельте Красной реки, были опорой бывших военачальников и гражданских куанов императора Ле, мечтавших о реставрации и подымавших мятежи во многих районах Северного и Центрального Вьетнама.
Феодалы, выступавшие за восстановление власти Ле, сумели привлечь на свою сторону некоторых племенных вождей из горных чанов Вьетнама, установили через них связи с Нгуен Днем и Сиамом, мечтавшим взять реванш за поражение в Южном Вьетнаме[301]. В 1789 г. возникла реальная опасность блокады государства Тэйшонов: на севере действовали феодалы-мятежники во главе с Ле Зуи Ти; с юга и со стороны моря угрожал Нгуен Ань, вновь высадившийся на юге страны во время междоусобной борьбы Нгуен Няка и Нгуен Хюе; на западе собирали силы сиамцы и государство Вьентьян (на территории нынешнего Лаоса). Для организации подавления внутренних мятежей Куанг Чунг приказал в 1790 г. незамедлительно составить списки рекрутов, причем один из каждых трех записанных сразу же призывался в армию. Спешно строились небольшие военные корабли. В начале 1791 г. в государство Вьентьян и в Сиенкуанг (Чаннинь) были направлены лазутчики, чтобы доносить о ходе военных приготовлений, проводимых правителями этих областей[302].
Поводом для начала активных действий Тэйшонов против мятежников было восстание, поднятое в провинции Нгеан одним из сторонников Ле — Чан Фыонг Бинем. Куанг Чунг отдал приказ новым властям подавлять сопротивляющихся в любом месте, где они проявляют какую-либо активность.
Первый удар был нанесен против феодалов-мятежников, действовавших на севере. Ле Зуи Ти и его единомышленники были схвачены и казнены в Фусуане. Вскоре было подавлено и выступление антитэйшонских сил в чане Нгеан, откуда сильный отряд из армии Куанг Чунга двинулся на запад и в течение лета 1791 г. захватил Чаннинь, Чинькао и Куихоп, а в десятом месяце того же года вторгся в пределы государства Вьентьян. Армия короля Вьентьяна была наголову разгромлена, и Тэйшоны подошли к границе Сиама.
В то же время государство Камбоджа, поддерживавшее дружественные отношения с Тэйшонами, начало военные приготовления, чтобы оказать помощь Куанг Чунгу, если он начнет войну против Сиама или активизирует действия против Нгуен Аня в Зядине. В складывающейся обстановке Сиам не решился начать военные действия против Тэйшонов. Что же касается положения Нгуен Аня, то, по свидетельству миссионера Лабусса, все французы и португальцы, находившиеся в лагере этого феодального правителя, «начали искать пути к тому, как бы убежать из Вьетнама».
В результате разгрома государства Вьентьян и подавления основных феодальных мятежей Тэйшоны сорвали попытки создания антитэйшонского союза внешних и внутренних феодальных сил. В результате успешных военных действий на западе, а также во внутренних горных районах страны Куанг Чунгу удалось полностью стабилизировать положение в Северном Вьетнаме и приступить к решению экономических проблем, а также к подготовке сил для борьбы против основного противника — Нгуен Аня, захватившего к этому времени важную часть Южного Вьетнама — Зя-динь. В этих целях он, в частности, приказал 30-тысячному отряду, находившемуся на территории Вьентьяна, вернуться в начале 1792 г. во Вьетнам.
После победы над маньчжурскими захватчиками армия Тэйшонов стала сильнейшей на Индокитайском полуострове. Это было мощное объединение ветеранов, проведших в боях и походах свыше десятилетия, и молодых солдат, набранных в соответствии с утвержденными Куанг Чунгом правилами. Армия Тэйшонов отличалась высоким боевым духом, сплоченностью, хорошей дисциплиной[303]. Эту ее особенность отмечали и зарубежные миссионеры, находившиеся в то время во Вьетнаме, в ставке Нгуен Аня.
Именно армия была на всем протяжении движения Тэйшонов главной опорой его руководителей, первоначально как вооруженное ополчение крестьян, затем как регулярное образование общенационального значения, а после победы над маньчжурами как инструмент в руках феодального государства для защиты независимости и для подавления оппозиции внутри страны. Не случайно поэтому, что Куанг Чунг уделял значительное внимание укреплению армии, упорядочению набора в ее ряды и т. п.
На первом этапе движения армия Тэйшонов была плохо вооружена. По свидетельству Пиньо де Беэна, епископа Адранского, одно ружье приходилось на пять солдат, пушки были только на судах, а в сухопутных частях орудий не было[304]. Однако в 1796 г., во время борьбы с маньчжурами, Тэйшоны уже были вооружены «огнемечущими трубками», имели много пушек и ружей. Это говорит о том, что Куанг Чунг обращал серьезное внимание на техническое оснащение армии. И в этом отношении она не уступала ни сиамскому войску, ни вооруженным силам маньчжуров.
Структура тэйшонской армии была традиционной, т. е. состояла из пяти корпусов: центрального, левого, правого, авангарда и арьергарда. После победы над маньчжурами у Куанг Чунга было 100-тысячное войско. Ставя перед собой задачу создать воинские части; способные не только противостоять Нгуен Аню, но и сорвать его попытку вернуться во Вьетнам, Куанг Чунг создал еще несколько крупных воинских подразделений, расквартировав их по провинциям[305]. В 1790 г. он издал указ о новой форме составления списков, на основании которых происходил набор в армию. Все мужское население в государстве было поделено на четыре разряда:
1. Допризывники включали мальчиков и юношей с 9 до 17 лет;.
2. Годные для службы — с 18 до 55 лет;
3. Пожилые — с 56 до 60 лет;
4. Ветераны — с 61 года.
Каждому занесенному в списки выдавался особый знак, на котором были нанесены основные данные о владельце. Он предъявлялся по первому требованию властей. Если знака не было, человека либо серьезно штрафовали, либо ссылали в горные и лесные районы.
Порядок набора рекрутов был обычным: в случае необходимости из трех внесенных в списки в армию уходил один человек. Наборы в войско проводились, как правило, в масштабах хюена, для чего в этой административной единице была введена специальная должность «воинского начальника»[306].
Куанг Чунг установил принципиально новый порядок внесения в списки мужского населения государства. В отличие от прежних времен, когда в эти списки регистрировались лишь крестьяне и другие слои трудового населения, при Тэйшонах в рекрутские ведомости вписывались все без исключения мужчины, невзирая на их социальное или служебное положение[307]. Обязательность постоянного ношения с собой введенных знаков принадлежности к тому или иному возрастному разряду позволяет рассматривать это нововведение как важный полицейский инструмент, призванный в конечном счете выявлять всех тех, кто по той или иной причине уклоняется от несения государственных повинностей вообще, а не только от несения службы в армии.
После победы над Чинями административный аппарат в государстве Тэйшонов оставался очень громоздким. Один из известных деятелей того времени, Нгуен Тхиеп, отмечая это обстоятельство, подчеркивал: «Тот или другой чин неодинаковы по устройству. Чем больше чиновников, тем больше беспокойства для народа. Приспосабливаются к обстоятельствам, работают то так, то сяк; нет узды на их самоуправство»[308].
Куанг Чунг в основном сохранил административное деление, установленное при Чинях — Ле. Изменения коснулись лишь чана Шоннам, который при Чинях был разделен на две префектуры. Куанг Чунг превратил эти префектуры в два самостоятельных чана. Точно так же были образованы два чана — внешний Тханьхоа и внутренний Тханьхоа — вместо одного, ранее существовавшего. Указанные мероприятия были проведены для того, чтобы укрепить административную и военную власть в чанах, бывших некогда опорой как для Чиней, так и для Ле.
По совету одного из своих военачальников, Нго Тхи Няма, Куанг Чунг определил наместниками в наиболее важные области своих сыновей. Так, в область Бактхань (с центром в Тханглонге, который также стал именоваться Бактхань) был назначен старший сын Куанг Чунга — Куанг Тхюи. Такие назначения были направлены на достижение централизации государственной власти и на укрепление личного авторитета выонга во всех уголках государства. Наместники — родственники Куанг Чунга, по существу, не имели никаких прерогатив власти, кроме титулов, соответствующих их положению. Будучи членами семьи правителя, они не имели права превращать отданные им в управление районы в вотчины, налог с которых шел бы им лично, и т. д.
Во главе каждого из 12 чанов Северного Вьетнама стояли военный губернатор и гражданский правитель-куан, во главе хюе-на — гражданский правитель-куан и воинский начальник, которому подчинялись еще два военных куана. В тонге был староста тонга, в общине — общинный староста, которые исполняли административные функции.
Сохраняя традиционную форму подбора чиновников в государственный аппарат через систему конкурсных экзаменов, Куанг Чунг в то же время не отказался от назначения чиновников на тот или иной пост по личной «рекомендации» либо в качестве проявления «благоволения» со стороны властей. При всех издержках этого метода, объективно таившего в себе зародыши взяточничества, коррупции и других негативных явлений, присущих феодальному бюрократическому аппарату, он давал Куанг Чунгу возможность на первом этапе его государственной деятельности подобрать по личному усмотрению нужных ему людей, привлечь некоторых чиновников из прежнего государственного аппарата, существовавшего при Чинях — Ле. Например, известный в государстве Чиней ши-фу Чан Ван Ки примкнул к восстанию на начальном его этапе и скоро стал личным доверенным секретарем выонга Северного Вьетнама.
Во время похода в Северный Вьетнам в 1788 г. Нгуен Хюе (Куанг Чунг) привлек на свою сторону таких известных в Тханглонге ши-фу, как Нго Тхи Ням, Фан Хюи Ить, Ву Хюи Тан, Нгуен Ня и др., которые впоследствии стали основными проводниками внешней политики Куанг Чунга, особенно в отношениях с Китаем. В «совет благородных», созданный Куанг Чунгом в резиденции выонга в Нгеане в 1791 г., также входили такие известные ши-фу, как Нгуен Тхиеп, Нгуен Конг, Нгуен Тхиен[309]. В 1791 г. Куанг Чунг расширил систему «рекомендаций», поручив Нгуен Тхиепу ежегодно «проверять мораль, способности, прилежание и умение тех людей, которые хорошо и старательно учатся», чтобы вербовать из них чиновников[310].
Привлечение к службе чиновников из аппарата Чиней — Ле было вынужденной мерой для Куанг Чунга. Хотя самые лучшие из них сумели принять программу нового правителя Северного Вьетнама и оказали ему помощь в выполнении тех задач, которые он ставил, но существовали и такие, кто, будучи вовлеченным в новую администрацию, не только не поддерживал ее, но, напротив, делал все, чтобы подорвать авторитет и власть Тэйшонов. Свидетельством тому являются мятежи сторонников Ле, поддержанные чиновниками старой администрации, сохраняющими свои посты на низовых ступенях новой феодально-бюрократической иерархии.
Государство Тэйшонов во Вьетнаме просуществовало полтора десятилетия. Процесс его развития не выходил за общие, присущие всем победившим крестьянским восстаниям эпохи феодализма рамки. Вместе с тем следует подчеркнуть ту особенность, что за этот период, по существу, постоянно велись военные действия. Сначала восставшим крестьянам, затем всему народу приходилось отстаивать свои завоевания, право на независимость от посягательств внутренних и внешних феодальных группировок.
Содержание мероприятий, проводимых Куанг Чунгом как в период подготовки к отражению маньчжурской агрессии, так и; после победы, отвечало прежде всего задачам укрепления военного могущества государства. Такова была объективная необходимость, продиктованная обстановкой, складывающейся в то время на Индокитайском полуострове. Это обстоятельство наложило отпечаток на характер государства Тэйшонов. По существу, это было военно-феодальное образование, сложившееся в результате крестьянского восстания, закономерной феодализации его верхушки и мобилизации всего населения на вооруженную борьбу против внутреннего и внешнего врага.