Черная металлургия. Отличительная особенность этой отрасли в развитых странах состоит в уменьшении производства и потребления стали. Это объясняется, во-первых, прогрессивным процессом общего сокращения металлоемкости продукции, во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами, в-третьих, часть металлургии как недостаточно чистая, перемещается в страны третьего мира.
В России также пытаются сокращать металлоемкость продукции, но доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США. Значительно меньше и доля лома в «передельной» металлургии.
Мировое производство стали, составляет около 800 млн. тонн в год. На развитые страны приходится примерно 80 % этого объема.
Главные производители стали:
1. Россия и страны СНГ (169 млн. тонн);
2. Япония (100 млн. тонн);
3. США;
4. Германия.
Особое место в металлургическом производстве развитых стран занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали, выросла с 5 % до 10 %. Доля этих стран в добыче железной руды составляет 65%, еще выше их доля в экспорте металлургического сырья.
Наиболее крупные по масштабам производства районы металлургии сформировались в США и Японии.
Особенность потоков импорта железной руды обусловили в западных странах и Японии рост приморской металлургии.
В развивающихся странах, крупнейшим производителем становится Бразилия, которая обогнала по объему производства Францию и Великобританию, а также Южная Корея, Тайвань, Индия. В перспективе – значение черной металлургии в развитых странах будет падать, а в развивающихся – расти. Усилится их специализация на выпуске качественных металлов и сложных видов проката, с передачей массовых сортаментов предприятиям развивающихся стран.
Цветная металлургия. В отрасли производится около 40 млн. тонн различных цветных металлов в год (их около 70). При этом на алюминий, медь, цинк, свинец приходится свыше 96 % этой величины и 3/4 ее стоимости.
Алюминий (производство составляет около 17 млн. тонн в год). Его производство представлено двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема, география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы. Это Австралия, Гвинея, Ямайка, страны СНГ, Бразилия, США. Второе – более энергоемкое, производство алюминия тяготеет к источникам дешевой электроэнергии. Производители алюминия – США, страны СНГ, Япония, Канада, Германия. За последние 20 лет в 25 раз выросло производство алюминия в развивающихся странах, особенно в Бразилии.
В производстве других цветных металлов большое значение имеет процесс обогащения руды (рафинирование), т.к. руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла (медь от 0,5 до 3 %). Рафинирование требует, как правило, больших затрат электроэнергии, поэтому часть добытой руды вывозится в страны с большими запасами электроэнергии. Крупнейшие производители рафинированной меди являются США, страны СНГ, Япония и Германия.
Для цветной металлургии развитых стран по сравнению с развивающимися странами, характерен ряд специфических черт:
–невысокая степень обеспеченности сырьем;
–большая и быстрорастущая доля вторичного сырья – металлолома;
–более полная структура отрасли; существенное место в ней занимает выплавка редких металлов;
–преобладание в структуре производственного цикла доли верхних и средних стадий, а нижние стадии переносятся в развивающиеся страны.
Машиностроение – главная группа отраслей обрабатывающей промышленности мира. На машиностроение приходится 35 % стоимости мирового промышленного производства (в развитых странах – 35 – 40 %, в развивающихся странах – 15 – 20 %).
Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92
процентов. Доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности в США, Японии и Германии – около 40 %, в малых развитых странах заметно ниже – 20 %. Это обусловлено усеченностью структуры отрасли. Исключение составляют Швеция и Швейцария с их традиционно развитым машиностроением, в большой степени ориентированным на экспорт. Промежуточное положение между крупными и малыми развитыми странами занимают Канада и Испания.
Из развивающихся стран машиностроение развито в большей степени в новых индустриальных странах, таких как Бразилия и Южная Корея.
В мировое машиностроение выделяют:
– общее машиностроение – около 35 – 37%;
– транспортное машиностроение – 33 – 35 %;
– электротехническое машиностроение, включая электронику 30-31 %.
Общее машиностроение – включает в себя станкостроение, производство всех видов инструментов и оборудования, а так же, сельскохозяйственных машин. В настоящее время начинает расти выпуск сельскохозяйственных машин и менее сложного оборудования в развивающихся странах. Развитые страны продолжают специализироваться на особо сложных видах машин.
В станкостроении мира лидируют: Германия – 25 %, Япония – 25 %, США – 11 %, Италия – 9 %, Швейцария – 8 %. На развивающиеся страны приходится всего 6 % от общего объема станкостроения мира.
Транспортное машиностроение. В последнее время, в большинстве развитых стран интенсивно развивается производство автомобилей, судов, самолетов и сокращается производство подвижного состава железнодорожного транспорта, которое перемещается в развивающиеся страны. Локомотивы начали выпускать такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Турция, а вагоны – Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия и др.
В судостроении первое место по производству морских судов у Японии (8,2 млн.т.), на втором месте находится Южная Корея (3,6 млн.т.). Из 20 ведущих производителей судов в мире около 1/3 размещаются в НИС, таких как Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. А в Великобритании, Швеции и Италии идет сокращение производства.
В автомобилестроении на первое место вышла Япония (9,9 млн. штук в год), США – 6,5 млн. штук в год, из них грузовых – 3,5 и 3,7, млн. штук. Ведущими производителями легковых автомобилей являются также Германия – 4,6 млн. штук, Франция – 3,2 млн. штук, Италия – 1,8 млн. штук, Испания – 1,6 млн. штук, Великобритания – 1,3 млн. штук, Южная Корея – 1 млн. штук в год.
Особое место в современных условиях занимает автосборка, которая широко распространена по всему миру. Практически половина развивающихся стран имеет автосборочные предприятия, получая комплектующие изделия и запасные части для автомобилей от крупнейших фирм-производителей развитых стран.
В странах СНГ производится 1,3 млн. штук легковых и 0,9 млн. штук грузовых автомобилей. Общей тенденцией является сдвиг производства низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся страны. Опыт Японии может быть возможной моделью развития машиностроения в дальнейшем. Он заключается в постоянном усложнении машиностроительного производства, достижение в структурном и научно-техническом отношении высокого уровня, с последующей передачей производства низкой и средней сложности развивающимся странам.
Электротехника – в ней быстро развивается электронная индустрия, в которой выпускаются изделия промышленного, научного и военного назначения, ЭВМ, а также производство бытовых электроприборов, производство электроэнергетического и электроустановочного оборудования.
Электронная промышленность – состоит из двух подотраслей: военно-промышленной электроники и бытовой электроники. Первая – развивается в развитых странах, а вторая, требующая большого количества дешевой рабочей силы, – в развивающихся, особенно в НИС Юго-Восточной Азии. В США импорт бытовой техники составляет примерно 15-16 млрд. долларов в год.
Химическая промышленность развивалась в последние 20 лет под давлением энергетического кризиса и влиянием конкуренции химической промышленности нефтедобывающих стран. В Западной Европе, с одной стороны, произошло резкое сокращение ряда производств, прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон, а с другой – резкое усиление концентрации производства, сопровождающееся ликвидацией маломощных и устаревших предприятий. Все это привело к значительному изменению территориально-отраслевой структуры химической промышленности. Перестройка выразилась главным образом в усилении значения наиболее крупных центров нефтехимического производства и других крупнотоннажных баз производства. Наряду с этим продолжалось создание мелких производств наукоемких отраслей, особенно фармацевтики, в районах, хорошо обеспеченных рабочей силой.
В целом, развитые страны специализируются на новейших, наукоемких видах продукции химической отрасли.