Сфера услуг в мировом хозяйстве

Главный производитель кукурузы в мировом хозяйстве США. На их долю в 2008 году приходилось 39% всего производства кукурузы в мире, на КНР – 21%.

Рис выращивается в тропиках и субтропиках Азии, Африки и Латинской Америки. По два урожая в год собирают КНР, Япония, Индонезия, Египет и др. Рис, по объемам производства, приблизительно равен пшенице, хотя его площади в 2 раза меньше. 31% мирового производства риса приходилось в 2008 году на КНР, 21% на Индию, 8% - на Индонезию.

В земледелии выращивают также и технические культуры, к которым относят:

– масленичные (подсолнечник, арахис, соя, рапс, маслины);

– сахароносные культуры (тростник, свекла);

– волокнистые культуры (хлопчатник, лен);

– крахмалосодержащие культуры (картофель, батат);

– а также чай, кофе, какао, цитрусовые – в соответствии с климатическими условиями.

Доля сельского хозяйства в ВНП в последние годы составляет в развитых странах 7 %.около

Сфера услуг формирует третичный сектор в отраслевой структуре мирового хозяйства и ее роль, и значение существенно увеличились со второй половины ХХ века. Этот рост обусловлен переходом в развитых странах от удовлетворения потребностей жизнеобеспечения к потребностям «свободного времени», в связи с переходом на постиндустриальный этап развития. В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Отсюда огромное внимание к производству и распространению знаний (науке, образованию, информатике) и к носителям этих знаний. Быстрый рост третичного сектора происходит, прежде всего, за счет отраслей социальной сферы. Общим для этих отраслей является то, что они больше ориентированы на производство и распространение знаний, и обслуживание людей, чем на обслуживание отраслей материального производства или на традиционные государственные нужды. Существует множество определений категории «услуга», в том числе и то, которое используется Мировым банком с середины 90-х годов. Под услугой понимается изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В структуре услуг выделяют четыре основные группы услуг:

– общехозяйственные (торговля, транспорт, связь, коммунальные услуги, ремонт, обслуживание и прокат техники);

– личные (гостиничное дело, бытовые услуги, индустрия развлечений и отдыха, туризм, общественное питание);

– деловые (банковская, финансовая, кредитная, страховая деятельность);

– социальные (образование, здравоохранение, наука и научное обслуживание, культура, коммунальные услуги).

В последние десятилетия в структуре услуг происходят изменения - увеличивается роль деловых услуг. Социальные услуги росли сравнительно высокими темпами в развитых странах в 60 -80 годы, однако затем этот рост замедлился в связи с либерализацией экономики и сдерживанием роста бюджетных расходов, в том числе и на социальные нужды.

Отрасли сферы услуг активно интегрируются в экономику знаний: их доля в общих затратах на НИР (научно-технические разработки) частного сектора хозяйства США увеличились с 5% в 1983 году до более 40% в 2005 году. По показателю наукоемкости продукции целый ряд услуг, в первую очередь информационные, деловые и профессиональные, вышли в число лидеров. В разработке программного обеспечения этот показатель достигает, например, 21,5%, в услугах системной интеграции и по управлению информационными системами – 17,0%, и даже в такой традиционной отрасли, как розничная торговля, составляет более %%, что выше, чем в частном секторе хозяйства и в обрабатывающей промышленности (соответственно 3,8 и 3,6%).

В перспективе, считается, что сохранится высокий динамизм т основные направления структурных сдвигов, характерные для последних десятилетий. В ряду наиболее значимых изменений – дальнейшее расширение позиций сектора деловых и профессиональных услуг, работающих на растущие потребности современного производства, на базе как аутсорсинга, или отпочкования разного рода услуг от промышленных фирм в ходе их реконструкции, так и создания множества новых бизнесов. Доля информационных, компьютерных услуг, а также консалтинга, маркетинга, менеджмента и ряда других в ВВП США за 1990-2005 гг. увеличилась с 10 до 14%, и к 2020 году ожидается ее рост до 17-18%. Наиболее высокие темпы роста на перспективу ожидаются для таких видов услуг, как информационные, включая Интернет, по разработке программного обеспечения и системной интеграции, маркетинга и рекламы, службы по подбору персонала и ряда других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: