Мировое хозяйство и мировая торговля не могут существовать без развития транспортной системы. В состав транспортной системы мирового хозяйства входят: железные и автомобильные дороги, водные (речные и морские) пути, а так же воздушные пути, магистральные газопроводы и нефтепроводы. В последнее время происходят качественные изменения в мировой транспортной системе, связанные с внедрением достижений НТП: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным, твердым покрытием, трубопроводов крупного диаметра. Это увеличивает производительность транспортной системы мира.
Таблица 2
Мировая транспортная система. Структура перевозок.
Вид транспорта | Измерители трлн. км и пасс-км в % к итогу: | ||||
Всего | грузооборот: пассажирооборот: | 6,88 2,5 | 28,9 8,0 | 47,6 14,2 | 45,7 6,1 |
Железнодорожный | грузооборот: пассажирооборот: | 30,8 25,6 | 18,9 15,2 | 14,5 11,8 | 16,0 1,2 |
Автомобильный в т.ч., легковой | грузооборот: пассажирооборот: | 7,5 71,4 14,6 56,8 | 8,0 77,2 16,7 60,5 | 6,9 79,0 19,0 60,0 | 8,3 79,0 19,8 60,1 |
Внутренний водный | грузооборот пассажирооборот | 5,6 0,6 | 3,0 0,5 | 2,5 0,4 | 2,7 0,4 |
Морской | грузооборот пассажирооборот | 51,9 0,8 | 62,7 0,3 | 67,5 0,3 | 62,1 0,3 |
Нефтяной трубопровод | грузооборот | 3,1 | 5,0 | 6,0 | 7,2 |
Газопроводный | грузооборот | 1,1 | 2,3 | 2,5 | 3,6 |
Воздушный | грузооборот пассажирооборот | 0,1 1,2 | 0,16,7 | 0,1 8,5 | 0,1 8,2 |
Главный вид транспорта в грузоперевозках мирового хозяйства – водный морской, на его долю приходится 63 % всего грузооборота. Происходит изменение структуры перевозок. В грузообороте соотношение между железнодорожным и автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 2:1 и затем прогноз до 1,25:1. Доля трубопроводов выросла с 4,2 % до 10,8 %. Воздушный пассажирооборот приблизился к железнодорожному пассажирообороту, с 8,4 % до 11,2 %.
|
|
Важнейшими критериями для выявления национальных и международных различий в работе транспортной системы являются следующие:
– транспортоемкость производства, отражает, соотношение между транспортом и производством в национальной экономике (т/км на 1 дол ВНП). Этот показатель в Северной Америке – 1,2; Западной Европе – 0,27; Японии – 0,34; странах СНГ – 5,3; Восточной Европе – 1,72. В развивающихся странах от 0,84 до 1,7;
– транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения и степень урбанизации (измеряется в тыс.пасс/км). Этот показатель в Северной Америке – 12,7, Западной Европе – 8,2, Японии – 5,5, странах СНГ – 4,0, Восточной Европе – 2,5. В развивающихся странах – 0,65;
– соотношение пассажирских и грузовых перевозок (1 тонн/км = 1 пасс/км). Если объем пассажирооборота принять за 1, то в Северной Америке это показатель будет равен – 1,2, в Западной Европе – 0,34, Японии – 1,1, странах СНГ – 7,5, Восточной Европе – 3,53. В развивающихся странах – от 0,4 до 2,5
|
|
– соотношение видов транспорта в транспортной работе. В развитых странах на железнодорожный транспорт приходится – 40 %, на автомобильный транспорт – 40 % на другие виды транспорта– 20% всех перевозок. В странах СНГ и Восточной Европы на железнодорожный транспорт приходится – 60 %, а на автомобильный транспорт < 6 % всех перевозок. В Северной Америке на железнодорожный транспорт приходится – 25%, а на автомобильный транспорт – 25 %всех перевозок. 90 % грузооборота воздушного транспорта приходится на развитые страны. В России его доля в 12 раз ниже, чем в США.
Эти критерии развития транспортной системы подходят к уже принятой классификации стран.