double arrow

Оценка эффективности функционирования экономики отрасли


Неценовая конкуренция в отрасли.

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, кото­рый не вызовет у него много хлопот (и голов­ной боли) при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр-чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценового соперничества в областьнеценовой конкуренции.Реклама и послепродажное обслуживание, маркетинговые исследова­ния и т. п. - все это инструменты неценовой конкуренции, увеличива­ющие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повы­шении цены, а иногда и расширить его.




В условиях научно-технического прогресса стремительно уве­личивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается приспо­собить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересо­вана в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене. По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельно По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации («Сникерс», «Марс», «Милки Вэй» и т. д.); создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; «засорение» средств массовой информации.

Эффектом считается любой положительный результат, связанный с внедрением новой техники в производство (например, увеличение производительности труда, снижение себестоимости продукции и др.).

Эффективность определяется путем соизмерения полученного эффекта с дополнительными капитальными затратами, связанными с внедрением новой техники.



Годовая экономическая эффективность от применения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, способов организации и производства труда, обеспечивающих экономию производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции может рассчитываться по одной из следующих формул:

· Если внедрение новой технологии обеспечивает экономию капитальных затрат, то расчет ведется по следующей формуле:


Эг = (С1 - С2) * N + Енорм * Кэ,

Экономия на капитальных затратах при внедрении новой техники или технологии определяется по следующей формуле:

Кэ = Кобщ1 – Кобщ2,

где, Кэ – экономия на капитальных затратах при внедрении новой техники или технологии;

Кобщ1, Кобщ2 – капитальные вложения, руб.;

· При наличии дополнительных капитальных вложений по проектируемому варианту формула годовой экономической эффективности будет иметь вид:

Эг = (С1 – С2) * N – Енорм * Кдоп,

где, С1, С2 - себестоимость детали (операции) по базовому (1) и проектируемому (2) вариантам технологического процесса, руб.;

N - годовая программа выпуска деталей, штук;

Енорм – сравнительный коэффициент экономической эффективности (0,15 – 0,33).



Кдоп = Кобщ2 – Кобщ1

где, Кдоп – дополнительные капитальные затраты при внедрении новой техники или технологии, в руб.

Каждая вновь создаваемая конструкция должна отвечать следующим требованиям: она должна быть экономична, надежна, долговечна, должна быть На уровне или выше уровня мировых стандартов. Себестоимость новой конструкции должна быть не выше существующей. Обоснование выбора варианта конструкции ведется по двум направлениям::

1. Учитываются эксплуатационные качества конструкции:

· Производительность;

· Точность измерений;

· Автоматичность работы;

· Себестоимость конструкции в сфере эксплуатации;

· Надежность и долговечность;

· Удобство работы;

· Удовлетворение новых потребностей;

· Эстетичность конструкции.

2. Учитываются технологические показатели конструкции.

Технологичной считается конструкция, которая совершенна не только по своим технико-экономическим показателям, но сравнительно легко и быстро осваивается производством и имеет сравнительно невысокую себестоимость. Существуют следующие признаки технологичности:

1. Общее количество деталей и их распределение по конструктивному назначению. По данному признаку все детали конструкции делятся на следующие группы:

· Основные детали – это детали, служащие для выполнения тех или иных рабочих функций конструкций (например, линзы, окуляры, втулки, валики, диоды, конденсаторы и др.);

· Дополнительные детали – это детали, не выполняющие рабочих функций, а служащие для пространственной компановки деталей (например, основание, штатив, плата);

· Вспомогательные детали служат для открывания и закрывания конструкции (например, створки, крышки, дверцы);

· Крепежные детали – они служат для крепления конструкции и основных ее элементов (например, винты, болты, гайки).

В соответствии с этой классификацией определяется коэффициент экономичности:

Кэкон = (Nдоп + Nвсп + Nкреп) / Nосн,

где, Nдоп – количество дополнительных деталей в конструкции;

Nвсп – количество вспомогательных деталей в конструкции;

Nкреп - количество крепежных деталей в конструкции;

Nосн - количество основных деталей в конструкции.

Чем выше коэффициент экономичности, тем конструкция является менее технологичной.

2. Количество наименований деталей конструкции. В соответствии с этим признаком определяется коэффициент повторяемости или коэффициент внутренней унификации.

Кповт = Nобщ / Nнаим,

где, Nобщ – общее количество деталей конструкции;

Nнаим – количество наименований деталей в конструкции.

Чем выше коэффициент повторяемости, тем лучше, т.к. меньше работ по технической подготовке производства.

3. Степень преемственности конструкции. С точки зрения преемственности все детали конструкции делятся на следующие группы:

· Оригинальные детали – это детали созданные только для данной конструкции;

· Заимствованные детали – это детали, которые ранее использовались в других конструкциях данного предприятия;

· Покупные стандартные детали – это детали, которые выполнены по ГОСТам и которые предприятие покупает на стороне;

· Нормализованные детали – это детали, которые предприятие покупает, но которые выполнены по техническим условиям.

В соответствии с данной классификацией могут быть рассчитаны следующие коэффициенты:

1. Коэффициент конструктивной преемственности:

Кпреем = Nзаим / Nнаим,

где, Nзаим – количество наименований заимствованных деталей в конструкции.

2. Коэффициент конструктивной унификации:

Ку = (Nзаим + Nнорм + Nст) / Nнаим,

где, Nнорм - количество наименований нормализованных деталей в конструкции;

Nст - – количество наименований покупных стандартных деталей в конструкции.

Данные коэффициента должны быть максимально приближены к единице, но не больше ее.

При разработке технологического процесса необходимо выбрать из возможных его вариантов экономически наиболее целесообразный. Также необходимо учитывать, что выбор варианта технологического процесса делается на длительное время. В основе всех сравнительных расчетов лежит определение технологической себестоимости для каждого из сопоставляемых вариантов.

Технологической себестоимостью называется сумма издержек производства по тем статьям, по которым эти издержки различны для сопоставляемых вариантов. Технологическую себестоимость часто называют участковой, так как затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке.







Сейчас читают про: