Оптимальные размеры предприятий

Таблица 6

Рис.6 Концептуализация модели Лоуренса и Лорша

Дифференциация и интеграция производства в машиностроении.

Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. Профессора Гарвардской школы бизнеса П.Лоуренс и Дж.Лорш на основе обследования ряда предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией.

Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках дан­ного подразделения. Дифференциация — это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном соприкосновении с организацией.

Рис. 6 иллюстрирует идею того, как отдельные части или подразделения организации имеют дело с различными аспектами общего внеорганизационного окружения.

Для определения степени дифференциации в организации Лоуренс и Лорш предложили использовать следующие четыре параметра.

Определенность в целях или задачах. Являются ли цели ясными и легко измеряемыми или они двусмысленны и имеют сильный каче­ственный оттенок?

Структура. Является ли структура формальной, с жесткой поли­тикой и процедурами или она свободная и гибкая, с политикой, ориентирующейся на текущий момент?

Уровень взаимодействия. Осуществляются ли значительные межличностные и межгрупповые связи и кооперация или нет?

Временные границы обратной связи. Получают ли люди информацию о результатах работы через короткие или длительные интервалы?

Размерность указанных четырех переменных дифференциации раскрывает степень различия между подразделениями (табл. 6).

Чем больше подразделений внутри организации отличаются друг от друга по этим четырем переменным, тем более дифференцированной является организация. Руководители должны понимать, что работу в высокодифференцированных организациях очень трудно координировать. Когда организация одновременно является сильно дифференцированной и сильно децентрализованной с точки зрения управления ею, возникает необходимость введения ролей интеграторов, т.е. определенные люди, а может быть, даже целое подразделение должны выполнять специальную работу по координации и интеграции различных частей организации. Эти люди или подразделения не обязательно должны быть наделены правом принятия решений, но они должны обеспечить факт принятия решений соответствующими группами.

Дифференциация между подразделениями по четырем переменным

Основные переменные дифференциации НИОКР Производство Маркетинг
Цели Новый продукт Себестоимость Объем продаж
Структура Высоко органическая Механистическая Органическая
Взаимодействие Сильно ориентировано на людей Ориентировано на задачи Ориентировано на людей
Обратная связь Очень долгая Долгая Быстрая

Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, что имеет непосредственное применение в проектировании организации и управлении ею (рис.7). Так,

Рис.7. Матрица модели «дифференциация и интеграция»

например, комбинация двух факторов, размещенная в квадранте 1, является для организации наиболее простой и легкой. В том случае, когда требуемые уровни дифференциации и интеграции достаточно низкие, части или подразделения организации практически не зависят друг от друга. Ремонтный цех и транспортный отдел машиностроительного завода могут служить примером такой комбинации.

В квадранте 2 отражена ситуация, при которой спроектированный уровень интеграции явно превышает потребности, создаваемые различием подразделений. Этим недостатком обычно страдает так называемый институт заместителей в организации. Так, если заместитель директора машиностроительного завода по производству координирует работу нескольких производственных цехов, то объяснить создание такой позиции в организации можно только по причине масштаба управляемости, но никак не по причине необходимости интеграции малодифференцированных между собой подразделений. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что такую роскошь, как институт заместителей, могут себе позволить либо малоэффективные государственные предприятия, либо неопытные коммерческие структуры.

В квадранте 3 представлена ситуация, являющаяся, с точки зрения комбинации факторов, наиболее сложной и трудной для организационного проектирования. В рассматриваемой ситуации требуется вовлечение значительного количества ресурсов и использование широкого круга интеграционных механизмов и образцов поведения для эффективного управления организацией. Так, на верхних уровнях организации это может проявляться в создании стратегических хозяйственных центров, использовании продуктовой или матричной департаментизации, а на нижних — в формировании целевых групп и комплексных бригад.

В квадранте 4 в противоположность квадранту 2 отражена ситуация, при которой уровень координации явно не соответствует высокой степени различий между подразделениями. Так, в условиях бартерных связей между предприятиями подчинение начальников отдела снабжения и отдела сбыта разным заместителям или включение этих отделов в различные интеграционные схемы не способствует, как правило, стабильной и ритмичной работе предприятий. Естественно, такая ситуация обычно носит временный характер, и по мере изменения внешней среды (стабилизации финансовой системы) необходим, в зависимости от ситуации, переход в квадрант 1 или квадрант 3.

Изучение степени дифференциации частей организации помога­ет определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой.

Планирование концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие – в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей.

При экономическом обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия:

а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции;

б) обеспечение выполнения требований научно-технического прогресса;

в) повышение эффективности капитальных вложений;

г) наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;

д) организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.

В промышленности разработана классификация отраслей исходя из их технико-экономических особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каждой данной отрасли.

Все отрасли объединены в следующие группы:

1) отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количеством и качеством месторождений полезных ископаемых и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок;

2) монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В этих отраслях (прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект;

3) отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленных предприятий, обеспечивая при этом наиболее полное и эффективное использование системы машин или потоков и возможностей специализации производства;

4) отрасли, перерабатывающие первичное сельскохозяйственное и малотранспортабельное сырье. Здесь оптимальные размеры предприятий устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

Оптимальные размеры предприятия не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов и экономических районов.

Оптимальный размер проектируемого предприятия должен обеспечить минимум затрат или максимум прибыли, рассчитанных по формулам:

,

где: Тс - затраты на доставку сырья для перерабатывающего предприятия;

С - затраты на производство, т.е. себестоимость продукции;

Тп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей;

К - капитальные затраты, необходимые для создания нового или реконструкции действующего предприятия;

Ен — нормативный коэффициент эффективности;

П— прибыль предприятия.

Следовательно, под оптимальными размерами предприятий в промышленности понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промышленности) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью.

Оптимальные размеры предприятий в целом из-за различий в производительности оборудования отличаются от оптимального объема производства по отдельным участкам, технологическим переделам.

При определении оптимального размера предприятия фирмы пользуются концепцией минимального эффективного размера. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

13. Принципы размещения предприятий машиностроительной отрасли.

Размещение промышленности — это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении промышленных предприятий и производства на территории экономического района, республики или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения эффективности общественного производства. Правильное географическое размещение промышленных предприятий — предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны, сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния. В процессе размещения промышленного производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи - преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, рост в них высококвалифицированных национальных кадров.

Принципы размещения промышленности представляют собой исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике в области планомерного размещения производительных сил.

Важнейшим принципом размещения промышленности является приближение промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.

Приближение промышленности к источникам сырья и более равномерное размещение производства по территории страны позволяет избежать чрезмерно дальних перевозок сырья, топлива, материалов и готовой продукции к местам их потребления. Перевозка на большие расстояния вызывает затраты на транспорт, в значительной степени повышающие себестоимость продукции и понижающие экономическую эффективность промышленного производства.

Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов.

Сущность территориального разделения труда заключается в целенаправленном плановом формировании хозяйства всех экономических районов страны на основе планомерного размещения материального производства, постоянно совершенствуемой отраслевой специализации, рационализации производственной и социальной инфраструктуры, рационализации межотраслевых, межрайонных и внутрирайонных производственных связей.

Принципом размещения производства является международное разделение труда на основе экономической интеграции. С развитием мировой системы хозяйства этот принцип приобретает все большее значение в размещении промышленности как во всей системе, так и в каждой из входящих в нее стране. Разделение труда обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны и специализацию отдельных государств на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия.

Наряду с изложенными экономическими принципами в практике размещения некоторых отраслей промышленности учитываются и другие обстоятельства, носящие исторически переходящий характер, но имеющие большое социальное, политическое или же оборонное значение.

Воздействие указанных принципов на конкретный процесс размещения промышленности осуществляется через ряд факторов, которые можно подразделить на три основные группы: природно-экономические, технико-экономические и экономико-политические. В качестве самостоятельного фактора размещения выступает обеспеченность районов транспортными средства­ми и их технический уровень.

К группе природно-экономических факторов относятся сырьевой фактор, географическая среда, трудовые ресурсы, плотность потребления.

Технико-экономические факторы размещения промышленности представлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства.

Научно-технический прогресс дает возможность размещения производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов.

В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства оказывает влияние на размещение прежде всего с необходимостью иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения промышленного строительства, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по перевозкам сырья, топлива и готовой продукции.

Специализация производства, в зависимости от ее видов, оказывает различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия.

Подетальная специализация дает возможность ориентировать размещение материалоемких деталей и узлов на районы, где производятся сырье и материалы, трудоемкие детали — на районы сосредоточения рабочей силы, а сборку готовых изделий — на районы потребления.

Технологическая специализация влияет на ослабление зависимости обрабатывающих отраслей промышленности от сырье­вых баз.

Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.

Большую роль в размещении промышленности играет комбинирование. Комбинирование представляет собой производственно-технологические и технологические связи, направленные на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья. При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности, что позволяет размещать различные производства в районах, где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы.

Экономико-политические факторы размещения промышленности проявляются в выравнивании уровней экономического развития национальных республик и районов в международном разделении труда.

При размещении отраслей машиностроения учитывают следующие факторы: сложность продукции; ее металлоемкость и трудоемкость; массовость продукции и потребление ее в различных районах страны; возможность развивать специализацию, в том числе подетальную и технологическую; сравнительную транспортабельность исходных материалов и готовой продукции; возможность группового размещения предприятий, создания их комплексов (рис.9).

По тенденциям в размещении предприятий отрасли машиностроения могут быть объединены в несколько групп:

1) отрасли, характеризующиеся высокой металлоемкостью, малой трудоемкостью продукции, выпускаемой небольшими сериями или в единичных экземплярах (подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение); предприятия таких отраслей целесообразно размещать в районах металлургических баз;

2) отрасли, характеризующиеся средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и транспортабельностью готовой продукции при больших объемах ее выпуска (производство оборудования для нефтяной, химической промышленности, строительных, дорожных, сельскохозяйственных машин); предприятия этих отраслей должны размещаться, как правило, в районах потребления продукции;

3) отрасли, выпускающие массовую продукцию с высокой трудоемкостью и фондоемкостью (автомобиле- и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой и пищевой, полиграфической промышленности); предприятия таких отраслей обычно размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров;

4) отрасли точного машиностроения, для которых характерны очень высокая трудоемкость, малая металлоемкость, повышенная фондоемкость (радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности); предприятия этих отраслей размещаются в районах высокой технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, экспериментальные базы, научно-исследовательские институты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: