Закон перехода количества в качество

Отвечает на вопрос как, в каких формах происходит развитие. Здесь следующие ключевые понятия: качество, количество, скачок, мера.

Качество – понятие выражает совокупность наиболее существенных свойств предметов и явлений, придающих им определенность.

Гегель так определял качество – «тождественность вещи самой себе». При этом следует отличать потребительский смысл понятия «качество» и философский. В бытовом смысле – это степень совершенства того или иного предмета. В философском смысле – наличие существенных свойств, что отличает данный предмет от других.

Количество – понятие, выражающее число свойств, компонентов, темпов развития. Количество всегда выражается числом, цифрой.

Мера – границы существования предмета, в пределах которых происходящие в них количественные изменения не вызывают изменения их качества.

Скачок – форма, способ перехода из одного качественного состояния предмета в другой. Как происходит развитие с точки зрения этого закона?

Развитие – процесс постепенного накопления количественных изменений в явлениях, в результате которых с преодолением границ меры предмет или процесс переходит в иное качественное состояние. Эти скачки качественных изменений имеют место везде: в природе, обществе, нашем с вами мышлении. Скачки бывают со взрывом, быстрые. Пример: ядерная бомба, революция. Качественные могут происходить и медленно, постепенно (мобильники вытесняют обычную телефонную связь). С другой стороны, каких-то 15-20 лет – это ничто для истории. И это не всегда плохо, например педагогика – один из самых консервативных процессов.

Философия

Лекция №2

15.02.2012

Закон перехода количества в качество и обратно раскрывает проблему в каких формах происходит процесс развития кот включает и эволюционный процесс. Второй способ – когда постепенно накапливается качество новое и постепенно становится доминирующим. В качестве примера изменение характера телефонизации. Подобным образом происходят изменения в экономическом развитии. Мы говорим, что общество информатизируется, компьютеризируется. И общество переходит к тому состоянию, что наибольшей ценностью становятся не физические ресурсы, а информация. И таким образом эти процессы постепенно все сферы общественной жизни охватывают.

Если брать по поколениям, то наша среда наиболее продвинутая – стало быть, за нами и будущее.

Третий закон – закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания. Так он был назван Гегелем. Отвечает на вопрос о направленности процесса развития. Он гласит, что развитие представляет собою процесс отрицания одной ступенью другой, с сохранением всего положительного прогрессивного, что было достигнуто ранее. В природе это выражается в виде закона о наследственности и изменчивости. Порой это свойство отличает живую природу от неживой. Для более точного понимания содержания закона обратимся к исходным категориям. Первая их них отрицание. Существует два толкования этой категории: метафизическое и диалектическое. С Первой точки зрения процесс отрицания сводится к уничтожению отбрасыванию старого в полном объёме. С точки зрения диалектики отрицания включает в себя три момента.

1) Безусловное отбрасывание со всем отжившим.

2) Момент преемственности, сохранения всего положительного как базы основы трамплина для последующего развития

3) Возникновение нового качественно отличного.

Реальная жизнь конечно по пути диалектического отрицания идёт, но иногда с точки зрения желания преодолеть, люди стремятся расстаться со старым в полном объёме. После революции Ленин в статье «О пролеткульте»(была посвящена новой организации «Пролетарская культура»). Так вот её деятели считали, что буржуазную культуру нужно было уничтожить полностью и создать на её месте новую пролетарскую культуру. Сожжём рафаэля – посмотри цитату.

Но события в перестройке 90х мы отголоски тех события находим. Апологии советского. Некоторые товарищи перешли на позиции резкого отрицания того, что было раньше. Эти перевороты чреваты для развития общества. Так вот природа так не поступает. Она умнее человека, она лучше организована.

Гегель принимает термин снятие вместо отрицания. Развитие включает в себя и одно и другое. Энгельс приводит очень интересный пример. Возьмем ячменное зерно. Его можно размолоть, превратить в муку, испечь хлеб или пиво. На этом этапе его существование как зерна прекратится. А можно бросить в землю. Таким образом, оно тоже уничтожится. Но произойдёт процесс не внешнего уничтожения, а самоуничтожения и перерождения. Развитие не прервалось, а продолжилось. Вот это пример диалектического отрицания или самоотрицания.

Возникает вопрос. А почему два отрицания? Может быть лучше понять позволит некоторая схема.

Рис1. Цикличность объективно присуща и природе и обществу. На обществе удобно наблюдать на фоне моды. Что-то выходит из моды, что-то вновь становится модным.

Гегель эти циклы называл тезис, антитезис, синтез. Развитие есть противоречивый процесс. Рис.

А если мы их совместим, то получим 01. И вообще это спиралька будет, которую будет распирать. Потому что обогащаться будет.

Процесс развития представляет собой цепь последовательных отрицаний, в результате которого наследуется всё положительное, создаётся новое, что имеет характер общей устойчивой тенденции и в целом выражает направленность развития в природе, обществе, мышлении. А если этот закон применить к гибели какой-нибудь популяции, то спираль вниз направлена.

Каково методологическое значение закона? Гегель всё под эту форму подгонял. Это огрублённая форма. Закон в целом тенденцию выражает. Самое главное методологическое значение – расставаясь с чем-то прошлым нельзя его характеризовать как какое-то зло, с которым нужно проститься. Нужно видеть положительные зёрна, которые нужно видеть там. Не следует идти по пути пустого отрицания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: