Опишите требования к профориентирующей профессиограмме

Покажите соотношение понятий «профессиограмма» и «психограмма».

Какие критерии применил Е.А. Климов?

Назовите известные вам критерии классификации профессий.

Две группы оснований при классификации профессий:

· содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;

· характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

Профессии можно классифицировать по следующим признакам:

по средствам их осуществления

по условиям

по классификации труда

по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека

по степени квалификации

по степени активности и уровню ответственности личности,

по профилю саморегуляции

по степени удовлетворенности человека в этой профессии,

по необходимости сочетания у человека многих качеств

по типу личности

по характеру негативных психических качеств и деформаций личности в профессии

Климов классифицировал профессии по ярусам:

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда.

Профессиограмма описывает профессиональные знания, умения и навыки и качества личности, которыми должен обладать специалист для выполнения успешной профессиональной деятельности, а психограмма – психологические и личностные качества человека в отношении должности. Психограмма – это составная часть профессиограммы.

· четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

· подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

· выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

· показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности

· показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

· иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

· описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: