double arrow

Конспект. Артикуляторная характеристика звуков речи

Артикуляторная характеристика звуков речи

Фонетика

Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Существует несколько подходов к звукам речи:

1.артикуляторный (классификация звуков речи по способу их артикуляции);

2.акустический (характеризует звук речи, как физическую единицу: рассматривается высота звука, его сила или громкость, тембр, частотные характеристики);

3.лигвистический (звук рассматривается, как минимальная значимая единица языка, как минимальная часть лингвистической системы).

Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам: по ряду, по подъему и огубленности (два звука: «у» и «о»).

Ряд/подъем Передний Средний задний
верхний и ы у
средний э   о
нижний   а  

Треугольник Л.В. Щерба.

Ряд – движение языка внутри ротовой полости вперед и назад.

Гласные переднего ряда: «и» и «э».

Гласные заднего ряда: «у» и «о».

Гласные заднего ряда: «ы» и «а».

Подъем – это движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости.

Гласные верхнего подъема: «у», «и», «ы».

Гласные заднего подъема: «а»

Гласные среднего подъема: «э»

Согласные звуки характеризуется по 4 признакам:

1.соотношение шума и тона;

Согласные, в которых присутствует только шум, - глухие согласные.

Согласные, в которых присутствуют и шум и тон, но шум преобладает над тоном, называют звонкими шумными согласными.

Сонорные согласные (согласные, в которых тон преобладает над шумом): «л», «м», «р», «н» и их мягкие варианты и «й».

2.место образование;

Губные согласные (губно-гбуные: «б», «п», «м» и они же мягкие; зубно-зубные: «в», «ф» и они же мягкие) и язычные (заднеязычне: «к», «г», «х» и их мягкие пары; среднеязычные: «й»; с помощью кончика языка: все остальные).

3.способ образования: смычные(взрывные: «п», «б», «м», «д», «т», «н», «г», «к» и мягкие аналоги; аффрикаты: при произношении аффрикаты преграда разрывается частично: «ц», «ч»), щелевые(«в», «ф», «з», «с», «ж», «х», «л», «й» и их мягкие пары), дрожащие («р», «рь»).

4.наличие или отсутствие палатальной артикуляции – это приподнимание средней части спинки языка к среднему небу: мягкие звуки и твердые звуки.

Умения, необходимые при конспектировании:

1.умение сокращать слова: сохранять первые буквы, сокращать только до согласной; однозначное сокращение; малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью; целесообразно использовать различные виды сокращенной записи.

2.умение сокращать предложения: выкинуть лишнее; трансформировать: лексическая, грамматическая, лексико-грамматическая, логико-смысловая.

3.умение сокращать текст целиком;

4.оформление конспекта:

-полностью указывать выходные данные первоисточника (автор, название статьи и т.д. все полностью);

-оставлять поля не менее 1/3 объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

-сохранять заголовки, нумерацию полностью;

-цитаты и выписки заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника.

16.09.11

1.Рефера т - форма самостоятельной учебной деятельности - рассуждение на определенную тему на основе обзор литературы, док-во или опровержение какой-то главной мысли, в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. (объём 10-15стр)

2.Реферат – краткое изложение содержания научной статьи, книги или её части.

3.Реферат – составная часть курсовой работы (краткое описание содержания работы)

Порядок работы над рефератом:

1.отбор материала

- Отбираем только ту информ., которая непосредственно касается темы реферата.

–Лишняя информ. В реферат не включается (лишнее можно перенести в приложение)

2.группировка материала

Принципы группировки:

-Принцип подчинения – материал одного источника подробно раскрывает одну из тем, затронутых в другом источнике, развивает и конкретизирует её. Более подробно этот вопрос рассматривается в работе; Детали этого процесса описаны(кем?);Конкретный пример этого явления проанализирован в статье..

-Принцип соединения – материалы двух источников раскрывают одноуровневые понятия, два разных аспекта тему, не пересекаясь между собой. Причины этого явления изучены автором в статье; Исследованию перспектив развития этой проблемы посвящена работа…

- Принцип противопоставления – материалы двух источников представляют две точки зрения на одно явление, проблему. Другую точку зрения на…высказывает(предлагает) автор в работе..;

3.языковое оформление материала

-Цитирование. «текст»[Иванов, 2001,с.5 ]

-Пересказ. текст [Иванов, 2001,с.5-10]

-Трансформация. текст [Иванов, 2001,с.5-10]

4.окончательное оформление материала

-Вступление (почему я выбрала эту тему, цель и задачи)

-Заключение (итог и выводы)

-Титульный лист

-Список литературы

Список использованной литературы без точки

1.Фамилии авторов по алфавиту.название книги без кавычек. Место издания без кавычек.: Название издательства, год издания.

2.ФИО.название статьи//название журнала,газеты без кавычек.Год издания.Номер журнала.Страницы.

-Редакция текста

Почепцов Г.Г. Изучение слухов//паблик релейшнз для профессионалов+все сначала ещё раз

Ширяев о.слухи встали на службу бизнесу//

Слухи в бизнесе только.

Стр 239 4абзац

Стр 243 пример открытой политики

(23.09.11)

Лингвистическая характеристика звуков речи. Л3

Фонема - кратчайшая, линейно неделимая единица языка, потенциально связанная со смыслом, способная составлять и дифференцировать звуковые оболочки слов.

Одна и та же фонема может по-разному реализовываться с точки зрения акустики и произносительного аппарата.

Аллофоны – это вариант фонемы, обусловленный различием фонетических условий. Аллофоны делятся на:

-позиционные (зависят от позиции фонемы в слове)

-комбинаторные (зависят от соседства с другими фонемами)

Позиционные аллофоны обусловлены расположением фонемы к ударному слогу, позицией в начале или в конце слова.

Комбинаторные аллофоны связаны с произношением тех или иных соседних звуков.

Фонемы отличаются друг от друга по дифференциальным признакам, которые зависят от артикуляторной характеристики.

Дифференциальные признаки зависят от языковой системы.

Сильная позиция фонемы – это позиция, в которой фонема обладает максимальной различительной способностью.

Слабая позиция фонемы - эта позиция, в которой фонема обладает минимальной различительной способностью.

(Московская)МФШ - определяет фонему в слабой позиции по принадлежности к определенной морфеме.

(Ленинградская)ЛФШ – как слышим, так и пишем транскрипцию

(Пражская)ПФШ - фонема в слабой позиции артофонема

Суперсигментные единицы - добавочные. К ним относят слог, такт и фразу. Они не существуют отдельно от линейных единиц(фонем) и произносятся вместе с ними.

Слог- это отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется по сравнению с соседними предшествующих и последующих.

Лекция 4

Суперсегментные единицы – добавочные к звукам речи(фонемам):

-слог – отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.

-такт-группа слогов, объединенная одним ударением(совпадает со словом или группой знаменательная + служебная часть речи)

-фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией.

НЕ существует отдельно от линейных единиц(фонем) и произносятся вместе с ними.

Основные теории слововыделения:

1.Экспираторная (чтобы вычислить границу слога, необходимо определить момент выдыхательного толчка)

2.Теория мускульного напряжения (один слог - один импульс мускульного напряжения)

3.Сонорная теория (граница слога определяется восходящей или нисходящей звучностью)

4. Теория открытого слога(граница слогов-после гласного с двумя исключениями: 1)абсолютный конец слова – единый слог; 2)слоги, заканчивающиеся на звук j –примыкание к гласной

УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов различными фонетическими средствами:

1.сила выдоха

2.долгота/краткость

3.особенности движения голоса

В русском языке ударение количественно-динамическое (без особенностей движения голоса)---артикуляторная хар-ка.

С грамматической точки зрения(лингвист.) русское ударение является свободным и подвижным.

Свобода ударения – возможность выделения гласного в любом месте слова.

Подвижность ударения – при словоизменении место ударения может так же меняться.

3 акцентных типа слов:

Тип А (ударение неподвижное, всегда на основе слова)

Тип В (ударение неподвижное, всегда на окончании слова)

Тип С (подвижное ударение)

Акцентный тип слова определяют у существительных с учетом форм, числа и падежа; у прилагательных - рода, числа и падежа, отдельно для кратких, отдельно для полных форм; у глаголов – числа, рода, лица, отдельно для форм настоящего и/или будущего времени, отдельно – прошедшее времени.

07.10.11 ЛЕКция 5

Фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, иногда с увеличением силы ударения, убыстрением или замедлением темпа речи. Выделяют 7 основных интонационных конструкций (ИК). Каждая ИК характеризуется спецификой движения голоса и общим значением.

ИК 1 – голос плавно движется вниз, наибольшее падение происходит на интонационном центре, общее значение конструкции – сообщение информации (повеств, невоскл предл)

ИК 2 – голос резко падает на интонационном центре, далее - на максимально низких тонах (вопросительное предл с вопрос словом)

ИК 3 – на интонационном центре голос сначала поднимается вверх, потом падает вниз (плавно – вопрос предлож без вопрос слова)

ИК 4 – на интонационном центре голос сначала плавно падает вниз, а потом поднимается. Фраза завершается на максимально высоких тонах (интонация незавершенного предлож)

ИК 5 – на интонационном центре голос резко поднимается вверх, резко падает и после паузы опять осуществляет падение сверху вниз (интонация оценки – чаще неодобрительно)

ИК 6 – на интонационном центре голос плавно повышается, фраза продолжается на максимально высоком тоне (интонация удивления, недоумения)

ИК 7 – на интонационном центре голос повышается, потом пауза и достаточно резкое падение сверху вниз (восклицательное предлож)

Графика и орфография.

Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита.

Орфография – совокупность правил отображения морфем или слов.

Графика. Основной принцип русской графики – слоговой – основной единицей языка является слог, а не буква

Основные правила русской графики:

1. Отображения твердости/мягкости согласных. Твердость согласных отображается на письме сочетанием согласной буквы с буквами «а, о, у, ы, э» или отсутствием буквы после согласной. Мягкость обозначается сочетанием с буквами «я, ё, ю, и, е, ь».

2. Отображения звука |j| (й). Может быть отображена 2 способами: гласными (е, ё, ю, я)- указывают на звук в начале слова/после гласных/после разделительных ь и ъ (+и); или буквой й – во всех остальных случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: