России в начала XX века 2 часа

СЕМИНАР 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

Тема №9 - РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ (1900 – 1917 гг.)

1. Учреждение Государственной думы. Закон от 6 августа 1905 г.

2. Манифест от 17 октября 1905 г. Изменения порядка выборов в Государственную думу от 11 декабря 1905 г.

3. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г.:

1). Высшие органы власти и управления по Основным законам.

2). Правовой статус подданных.

4. Изменение порядка выборов в Государственную думу по Положению от 3 июня 1907 г.

Цель семинарского занятия

Главной целью занятия является анализ развития российского конституционализма в начале ХХ века, т. е. разработка и принятие первых актов конституционного характера, закрепляющих новые учреждения и институты либерально-демократического характера.

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с анализа причин реформирования государственного строя. В начале ХХ века Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма переплетались с сильными феодальными пережитками, главными из которых являлось сохранение феодальной политической надстройки. Это создавала питательную среду для крайнего обострения социальной обстановки и созревания в стране революционной ситуации.

Первая русская революция повлекла за собой появление национального представительного учреждения – Государственной думы. Анализируя закон от 6 августа 1905 г., который провозглашал появления первого государственного представительного органа в России, студенты должны обратить внимание на законосовещательный характер Государственной думы, прозванной «булыгинской», и порядок выборов в это учреждение. Студентам необходимо знать общие требования закона к избирателям и основные цензы каждой из трех избирательных курий.

Приступая к изучению второго вопроса, студенты должны помнить, что первая уступка монархии не остановила революционного движения. Всероссийская октябрьская политическая стачка вынудила Николая II издать 17 октября 1905 г. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровались «незыблемые основы гражданской свободы» и обещание наделить Государственную думу законодательной властью. Анализируя содержание перечня прав и свобод, студенты должны раскрыть их новизну и практическую значимость для России каждого из этих институтов.

Студентам следует обратить внимание на весьма важное последствие этого манифеста – издание нового положения о выборах в Государственную думу. Данное положение сохраняла общий принцип выборов по куриям и некоторые общие ограничения. Вместе с тем были сняты многие ограничения по городской курии, появилась новая, четвертая курия – рабочая. В этой связи студенты должны четко представлять порядок выборов по этой курии.

Рассматривая третий вопрос, студентам важно представлять, что новая редакция Основных законов Российской империи, стала определенным итогом изменений в государственном строе. Россия приобретала черты конституционной монархии, юридически закрепляя Государственную думу, реорганизацию Государственного совета и совета министров.

Анализируя содержание главы первой Основных законов, студенты должны обратить внимание на правомочия монарха в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Им также необходимо четко ориентироваться в порядке организации и деятельности Государственного совета, его роли в качестве «фильтра», ограничивающего законодательную инициативу Государственной думы. Особое внимание следует уделить правомочиям Государственной думы и их ограничениям, которые были предусмотрены Основными законами, особенно ст.87.

В завершении третьего вопроса студенты должны рассмотреть права и обязанности российских подданных. Эти права и свободы были разделены на три группы: 1) личная свобода, т.е. личная и жилищная свобода, тайна переписки, свобода профессии и свобода передвижения; 2) общественная свобода, т.е. свобода совести (веры), мысли, слова, печати, собраний и союзов; 3) свобода экономическая и материальная, т.е. свобода собственности, труда, промышленности и торговли. К обязанностям Основные законы относили защиту Отечества, уплату налогов и исполнение повинностей.

Рассматривая четвертый вопрос, студенты должны обратить внимание на грубое нарушение Основных законов при принятии нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Отмечая резкое сужение круга избирателей, следует показать существенные изменения выборов по рабочей и крестьянской куриям. Весьма важно также отметить значительные ограничения законодательных полномочий Государственной думы. Все это, вместе взятое, позволяет оценить июньские события 1907 г. как государственный переворот, положивший конец конституционным преобразованиям России.

Источники

1. Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С.253 – 256.

2. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. / Хрестоматия, С. 256 – 257.

3. Положение о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г. / Хрестоматия, С. 257 – 260.

4. Манифест об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы от 20 февраля 1906 г. / Хрестоматия, С. 260 – 261.

5. Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. / Хрестоматия, С. 262 – 266.

6. Об учреждении военно-полевых судов от 19 августа 1906 г. / Хрестоматия, С. 266 – 267.

7. Манифест о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу от 3 июня 1907г. / Хрестоматия, С. 267 – 268.

8. Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. / Хрестоматия, С. 268 – 270.

Литература

1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: Реформы и революция / Р.Ш. Ганелин. – СПб.: Наука, 1991. – 268 с.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Юрид. лит., 1983 – 254 с.

3. Кирьянов И.К. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 – 1917 / И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 168 с.

4. Кравец И.К. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учеб. пособие / И.К. Кравец. – М.: «Маркетинг», 2000. – 368 с.

5. Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.

6. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. – М.: Юрид. лит., 1994. – 352 с.

Задачи

1. В сентябре 1905 г. отставной полковник Липкин приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу, стоимость которой по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Липкин обратился к местным властям с просьбой о включении его в списки избирателей по курии уездных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении подданных в списки избирателей? Правомерны ли их действия в отношении Липкина?

2. В начале октября 1905 г. владелец торгового предприятия 2 разряда Москвы, не найдя себя в списках избирателей в Государственную думу по второй курии, обратился с жалобой в городскую управу. В жалобе он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, под судом и следствием не состоял, торговый и иные налоги уплачивал регулярно. Какое решение должна принять городская управа по данной жалобе?

3. Рабочие железнодорожных мастерских выбрали слесаря Шорина уполномоченным на городской съезд рабочих для избрания выборщиков депутатов Государственной думы. Однако начальство железнодорожных мастерских отказалось передать список уполномоченных градоначальнику. Свой отказ оно мотивировало тем, что Шорин, проработав в мастерских 2 года, был уволен за участие в забастовке, а с момента его восстановления прошло всего 4 месяца. Правомерны ли действия начальства железнодорожных мастерских по закону от 11 декабря 1905 г.?

4. 19 августа 1906 г. были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят акт об их учреждении. Какая судьба ожидает эти органы в соответствии с Основными законами Российской империи?

5. К началу сметного периода Государственная дума не утвердила государственный бюджет на очередной год по следующим основаниям:

1). Протест депутатов на значительный рост расходов Министерства императорского двора.

2). Чрезмерное увеличение военного бюджета в связи с особыми приготовлениями к войне.

3). Наличие большого дефицита бюджета.

6. В июне 1906 г. на рассмотрение Государственной думы поступил законопроект подготовленный Государственным советом и согласованный с Советом министров. Может ли данный законопроект приобрести силу действующего закона, если Государственная дума отвергнет его?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: