Геракліт і його вчення про діалектику

Античний атомізм: Демокріт і Епікур.

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множества, движения и изменения. Основатель атомизма - Левкипп. Продолжатель атомизма - Демокрит. Активный приверженец раб. демократии. Исходное положение атомист. системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Атомист. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, в согласии с природой, исполнением долга, мерой во всем. Движение передается столкновением, и движение является основным источником развития, поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Преодолевается проблема дуализма материи и движения. Чувственное познание является низшей ступенью познания, знакомит с окружающим миром явлений. Познать «истинную сущность» (т.е. познанию атомов) можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще. Эпикур создал школу “Сад” в 307г. в Афинах. Осн.положения: -счастье реально и возможно; -счастье-это вытеснение страдания и страха; -человек сам кузнец своего счастья. Счастье это отсутствие страдания. Фил. Эпикура это поиск способа достижения счастья. Мир состоит из атомов. Наша душа также состоит из атомов. После смерти человека атомы распадаются. Поэтому смерть – это ничто. Страх смерти приодолевается с помощью учения атомизма. Э. Считал, что траектории движения атомов могут изменяться, тоесть допускал случайность в природе, а значит и свободу для человека. Человек должен избегать страдание и стремиться к удовольствию. Но не все удовольствия делают нас счастливыми. Удовольствие от еды, любви, от занятия полит.деятельностью могут справоцировать ущерб. «Живи незаметно» - главный девиз эпикуризма.

В №9

Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. " Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос".(закон, необходимость)"Даже Солнце не может переступить логос." Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот)"Нельзя дважды войти в одну реку" В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она "отец всего, царь всего". Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз.

Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей –негодна).

В № 10

Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С.характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. Предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. Есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора – метод вопросов, "ирония". В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

В № 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: