Этапы и основные разделы федеральных целевых программ регионального развития, практика разработки и реализации.
Инициаторы – любое физ. и юр. лицо, на практике – субъекты федерации или органы исполнит власти (министерства)
Этапы:
- формулирование проблемы на основе научно-обоснованного анализа причин её возникновения
- обоснование потребности и оценка эффективности реализации программы
- возможные ресурсные источники
- рекомендации о составе разработчиков и исполнителей.
Решение о разработке проектов ФЦП принимает Правительство РФ, оно же назначает госзаказчик, ктр явл. координатором программ и определяет головного разработчика.
головной разработчик должен в указанные сроки представить проект ФЦП, ктр включает след разделы:
1. Содержит развернутую постановку проблемы, включая анализ причин возникновения, анализ различных вариантов решения с описанием основных рисков, указывается госзаказчик и разработчик.
2. Содержит развернутые формулировки цели и задач с указание целевых индикаторов и сроков выполнения.
|
|
Цели и задачи должны быть:
- соответствовать компетенции госзаказчиков
- цели быть потенциально достижимыми, а задачи – реально выполнимы
- контроль над выполнением задач
- установлены конкретные сроки выполнения.
3. Содержит подробный перечень этапов реализации с определением подцелей, обоснование поставленных задач для достижения сформулированной цели, прогнозируемые значения целевых индикаторов, условия досрочного прекращения программ.
4. Содержит обоснование ресурсного обеспечения.
5. Представлена взаимосвязь системы программных мероприятий и соответствующий им перечень исполнителей, их ответственность.
6. Описание прогнозируемых соц., эконом., экологич. последствий; показатели эффективности расходования бюджетных средств, описание механизмов контроля.
ФЦП может содержать спец приложение с планом подготовки и принятие необходимых НПА.
ФЦП имеет свой паспорт, главной задачей ктр-ого явл общее представление о целях, задачах, этапах, исполнителях и основных результатов.
На практике ФЦП недостаточно обеспечены фин. ресурсами, отсутствует координация между территориальными, отраслевыми и федеральными программами, характеризуется слабым контролем за использованием бюджетных средств. В следствие чего была утверждена «Концепция совершенствования региональной политики РФ» где описаны условии разработки и реализации ФЦП.
Данный вид гос. адресного регулирования относится к микроинструментарию РЭП.
Основным направлением является – прямое финансирование из федерального бюджета инвестиционных и инновационных проектов, направленных на строительство и модернизацию инфраструктурных объектов региона, имеющих федеральное значение как правило.
|
|
Особенностью принятия решения федеральным центром о реализации данного средства РЭП является наличие инициативы органа управления субъекта федерации и обязательное софинансирование инфраструктурных инвестиционных проектов.
Другой способ адресного регулирования – оказание поддержки действующим предприятием на производстве в форме дотирования производимой ими продукции или необходимых для их производства затрат (напр. установление фиксированных, льготных цен).
Финансовая поддержка целесообразна только тогда, когда она предотвращает более значительные экономические и социальные издержки в регионе.
Дотирование не может быть постоянным т.к. вызывает эффект привыкания, что приводит к худшим эконом. последствиям.