Тема 3.1. Этапы организационного проектирования

Раздел 3. Организационное проектирование

Одна из задач менеджмента – обеспечение устойчивого функционирования организации. Под устойчивостью понимается способность системы сохранять сложившуюся пропорциональность между образующими частями, а, значит, и внутреннюю сбалансированность, равновесие. Чем устойчивее организация, тем длительнее ее существование и тем обширнее ареал обитания или «стратегическая зона хозяйствования» организаций данного вида. Устойчивость не абсолютна, а относительна тех условий, в которых находится система. Когда оказываемые на нее воздействия превосходят некий критический порог, возникают деформации, автоколебания, приводящие к разрушению системы. Живые системы пластичны благодаря гомеостазу[38] под которым понимается «набор взаимосвязанных правил поведения органической системы для поддержания ее в устойчивом состоянии», при котором значения жизненно важных переменных (температура тела, ритм кровообращения и др.) сохраняются в физиологически допустимых пределах. Причем, по отношению к сложным объектам, например, таким как человеческий организм или социальная организация, природа выстраивает гомеостатические сети. В таких сетях каждый простейший гомеостат (состоящий только из одного ядра) выступает как некоторый полюс, то есть компонент в другом гомеостате иерархически более высокого уровня. Благодаря такому строению естественных целостностей в них поддерживаются постоянными одновременно многие процессы.

Термин «гомеостаз» был предложен У.Кенноном для описания биологического саморегулирования функций организма, а способность системы оставаться в области устойчивости получила название живучести. Благодаря этому качеству системы адаптируются (а если нет, то погибают) к изменениям среды, либо модифицируя свое поведение, либо путем перестройки структуры, что позволяет им находится по отношению к ней в состоянии динамического равновесия. Различают разные типы равновесия:

- «энтропийное», когда сложная система разлагается в процессе распада на простые (в экономике это может быть разукрупнение объединений, реструктуризация предприятий для облегчения их продажи при приватизации, децентрализация управления транснациональными корпорациями и делегирование дополнительных полномочий на уровень отделений, какие в условиях глобализации рынка лучше приноровляются к особенностям местного спроса и т.д.);

- «гомеостатическое», когда структура системы сохраняется вопреки возмущениям;

- «морфогенетическое», когда возмущения преодолеваются за счет структурной перестройки и роста. Равновесие предполагает наличие соразмерности в организационных структуре и процессе, а ее обеспечение рассматривается как принцип деятельности, который «является общим для всех областей науки и всех функций управляющего. И всё же его применение более эффективно, когда дело касается организации, чем каких-либо других функций».

Область устойчивости, называемая гомеокинетическим плато, определяет границы существования системы. Предназначение управления в том и заключается, чтобы удерживать систему на гомеокинетическом плато, где временно достигается состояние равновесия, возможно дольше. Эту задачу менеджер реализует с помощью функции организации.

Организационное проектирование – это функция менеджера, заключающаяся в разработке таких организационных элементов, при реализации которых организационная система обладала бы свойствами надежности, устойчивости и экономичности[39]. В связи с этим выделяют следующие виды проектирования: создание новой организационной структуры; сохранение и поддержание путем частичного усовершенствования действующей; реформирование старой организационной структуры.

Стpyктypa yпpaвлeния включaeт в ceбя вce элементы, реализующие различные функции, cвязи мeждy кoтopыми oбecпeчивaют кoopдинaцию иx деятельности. Задача менеджеров в широком смысле состоит в том, чтобы реализовать ту структуру управления, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Наилучшая структура – эта та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, рационально распределять и направлять усилия персонала и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей.

Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Этапы организационного проектирования следующие:

1. Формулировка миссии компании и ее стратегии.

2. Определение целей и задач низших уровней управления.

3. Выявление функций.

4. Проектирование элементов структуры.

5. Распределение полномочий и установление связей между структурными подразделениями организации.

6. Определение должностных полномочий и подбор персонала.

7. Корректировка результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: