Тесты, ситуации, задачи
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
План семинара
Практикум по теме лекции 2
Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия, экономикс, экономическая теория.
Философские основы экономической теории, ее предмет и метод. Определение предмета экономической теории представителями разных школ.
Экономическая политика и экономические цели, экономические интересы. «Что? Как? Для кого?»
В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?
Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?
Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке?
Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?
Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса?
Как вы понимаете выражение «сущностный анализ»?
Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике»?
Назовите кардинальные различия в методе анализа, которым пользуются политическая экономия и экономикс.
Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?
Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите.
Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.
Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?
Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: что производить, как производить, для кого производить в современной экономической теории? Какая роль отводится потреблению?
Прокомментируйте слова Г. Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать». О какой функции экономической теории они свидетельствуют?
Объясните, какова взаимосвязь между экономикой и политикой. Растолкуйте тезис В. И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики».
1. Какая из школ экономической теории считала, что предметом политической экономии является:
а) изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве;
б) анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну;
в) исследование богатства, условий его производства и накопления;
г) изучение народного хозяйства и его особенностей в каждой отдельной стране;
д) анализ экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление;
е) поиск эффективного использования редких ресурсов? 2. Кто, когда и где прочитал впервые курс «Экономикс»:
а) Джон Стюард Милль;
б) Адам Смит;
в) А. Маршалл;
г) П. Самуэльсон?
Отбросьте неверные утверждения
1. Экономикс – это:
а) теория и практика рыночной организации производства;
б) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
в) концепция, базирующаяся на анализе стоимости;
г) наука, которая большое внимание уделяет социально-кассовым отношениям;
д) пособие на тему: «Как делать деньги»;
е) исследование экономических мотивов поведения людей;
ж) исследование использования ограниченных ресурсов общества.
2. Политическая экономия – это:
а) наука, основанная на классической философии;
б) наука, базирующаяся на анализе цены;
в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;
г) социально-нейтральная дисциплина.
Разграничьте позитивные и нормативные утверждения
а) за последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции;
б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;
в) структурная перестройка экономики России помимо других целей направлена на повышение уровня потребления людей;
г) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.