Изучение внешней среды организации необходимо для выявления вызовов и запросов, для определения целевых ориентиров и стратегий, для разработки программ и проектов изменения внутренней среды и создания новых продуктов, услуг. Следует отметить, что все компоненты внешней среды вступают во взаимодействие и зачастую усиливают/ослабляют эффект воздействия.
Наиболее значимыми характеристиками внешней среды являются:
- уровень сложности (простая / сложная; гомогенная / гетерогенная);
- уровень изменчивости ( стабильная /вариабельная; ламинарная / турбулентная);
- уровень интегрированности (независимость / зависиморсть; изоляция / взаимозависимость).
Используются и другие характеристики: богатая (насыщенная ресурсами) / бедная; предсказуемая / непредсказуемая.
Для анализа внешней среды организации применяются специальные методики и инструменты:
PEST-анализ (изучение политических, экономических, социальных и технологических/научных условий);
SWOT-анализ (изучение сильных и слабых сторон деятельности организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды);
Анализ основных участников рынка (пяти конкурирующих сил по М. Портеру). По отношению к прямым конкурентам изучаются преимущества собственной организации по качеству и цене товара. Для производителей товаров-заменителей изучается соотношение цена-качество по отношению к базовому товару. Для потенциальных конкурентов - факторы, определяющие входной и выходной барьеры рынка. Для поставщиков – объем поставок в адрес одного покупателя, степень стандартизации производимой продукции, известность торговой марки. По отношению к потребителям размеры закупаемых партий товаров, широта выбора товаров.
Инструментом анализа внешней среды может стать нижеприведенные матрицы (см. Табл. 6.1; 6.2)
Табл. 6.1. Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды
Число элементов в группе | Насколько разнообразны элементы | Сложная или простая среда | Как часто происходят изменения | Степень неопределенности (1- низкая …5 - высокая | |
Потребители - - | |||||
Поставщики - - | |||||
Конкуренты - - | |||||
Гос. и муниципальные Организации - - | |||||
Другие Организации - | |||||
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации |
Табл. 6.2. Матрица анализа неопределенности окружающей среды
(по Р. Дафту)
Простая + стабильная= Малая степень неопределенности | Сложная + стабильная= Относительно малая степень неопределенности | |
Стабильная | 1. Мало важных элементов окружающей среды; элементы схожи друг с другом. 2. Элементы среды остаются теми же или меняются постепенно Примеры: фасовщики безалкогольных напитков; оптовые торговцы пивом; производители упаковок; работники на пищевых процессорах | 1. Большое количество элементов окружающей среды; элементы отличаются друг от друга. 2. Элементы среды остаются теми же или меняются постепенно Примеры: университеты; производители бытовых электроприборов; химические компании; страховые компании |
Изменения окружающей среды | ||
Простая + Нестабильная = Умеренно высокая степень неопределенности | Сложная + Нестабильная = Высокая степень неопределенности | |
Нестабильная | 1. Малое количество элементов окружающей среды; элементы схожи друг с другом. 2. Элементы среды меняются часто и непредсказуемо Примеры: электронная коммерция; модная одежда; музыкальная индустрия; производство игрушек | 1. Большое число элементов окружающей среды; все элементы различны 2. Элементы среды меняются быстро и непредсказуемо Примеры: компьютерные фирмы; аэрокосмические фирмы; телекоммуникационные фирмы; авиалинии |
Простая | Сложная | |
Сложность окружающей среды |