Диагностика состояний организационной среды

Изучение внешней среды организации необходимо для выявления вызовов и запросов, для определения целевых ориентиров и стратегий, для разработки программ и проектов изменения внутренней среды и создания новых продуктов, услуг. Следует отметить, что все компоненты внешней среды вступают во взаимодействие и зачастую усиливают/ослабляют эффект воздействия.

Наиболее значимыми характеристиками внешней среды являются:

- уровень сложности (простая / сложная; гомогенная / гетерогенная);

- уровень изменчивости ( стабильная /вариабельная; ламинарная / турбулентная);

- уровень интегрированности (независимость / зависиморсть; изоляция / взаимозависимость).

Используются и другие характеристики: богатая (насыщенная ресурсами) / бедная; предсказуемая / непредсказуемая.

Для анализа внешней среды организации применяются специальные методики и инструменты:

PEST-анализ (изучение политических, экономических, социальных и технологических/научных условий);

SWOT-анализ (изучение сильных и слабых сторон деятельности организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды);

Анализ основных участников рынка (пяти конкурирующих сил по М. Портеру). По отношению к прямым конкурентам изучаются преимущества собственной организации по качеству и цене товара. Для производителей товаров-заменителей изучается соотношение цена-качество по отношению к базовому товару. Для потенциальных конкурентов - факторы, определяющие входной и выходной барьеры рынка. Для поставщиков – объем поставок в адрес одного покупателя, степень стандартизации производимой продукции, известность торговой марки. По отношению к потребителям размеры закупаемых партий товаров, широта выбора товаров.

Инструментом анализа внешней среды может стать нижеприведенные матрицы (см. Табл. 6.1; 6.2)

Табл. 6.1. Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды

  Число элементов в группе Насколько разнообразны элементы Сложная или простая среда Как часто происходят изменения Степень неопределенности (1- низкая …5 - высокая
Потребители - -          
Поставщики - -          
Конкуренты - -          
Гос. и муниципальные Организации - -          
Другие Организации -          
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации

Табл. 6.2. Матрица анализа неопределенности окружающей среды

(по Р. Дафту)

  Простая + стабильная= Малая степень неопределенности Сложная + стабильная= Относительно малая степень неопределенности
  Стабильная   1. Мало важных элементов окружаю­щей среды; элементы схожи друг с другом. 2. Элементы среды остаются теми же или меняются постепенно Примеры: фасовщики безалкогольных напитков; оптовые торговцы пивом; производители упаковок; работники на пищевых процессорах   1. Большое количество элементов окружающей среды; элементы отличаются друг от друга. 2. Элементы среды остаются теми же или меняются постепенно Примеры: университеты; производители бытовых элек­троприборов; химические компании; страховые компании
Изменения окружающей среды
  Простая + Нестабильная = Умеренно высокая степень неопределенности Сложная + Нестабильная = Высокая степень неопределенности
  Нестабильная   1. Малое количество элементов окружающей среды; элементы схожи друг с другом. 2. Элементы среды меняются часто и непредсказуемо Примеры: электронная коммерция; модная одежда; музыкальная индустрия; производство игрушек   1. Большое число элементов ок­ружающей среды; все элементы различны 2. Элементы среды меняются бы­стро и непредсказуемо Примеры: компьютерные фирмы; аэрокосмические фирмы; телекоммуникационные фирмы; авиалинии
  Простая Сложная
  Сложность окружающей среды

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: