Организация активно взаимодействует с внешней средой, поскольку от этого зависит ее существование. Характер этого взаимодействия, в частности, зависит от выбранной стратегии (см. Табл. 2). Наряду с буферными стратегиями, когда организация старается максимально изолировать себя от воздействий внешней среды, используются стратегии агрессивные.
Название стратегии | Содержание |
Автономия (демпфирование) | Накопление организацией разнообразных ресурсов, позволяющих сглаживать резкие изменения среды; |
Ужесточение контроля (рационирование) | Формализация и постоянные проверки при покупке ресурсов и сбыте продукта |
Экспансия | Расширение организации, завоевание большей доли рынка |
Взаимная диффузия | Взаимопроникновение отдельных направлений деятельности нескольких организаций |
Особенности внешней среды существенно влияет не только на целевые ориентиры, но и на внутреннюю среду организации, в частности, на организационную структуру. Несложное, стабильное окружение способствует формированию организаций механического типа. Сложное и нестабильное окружение требует органических организаций.
|
|
Изменчивость и неопределенность внешней среды вынуждает руководство организаций использовать различные типы межорганизационного взаимодействия: конкуренцию, кооперацию, сделку, кооптацию и коалицию.[29]
Р. Дафт обращает внимание на две стратегии, связанные с необходимостью получения для организации жизненно важных ресурсов:
1) установление позитивных связей с ключевыми элементами среды (приобретение собственности, контракты, совместные предприятия, кооперация, совместные директораты, наем бывших руководителей других компаний, PR-акции);
2) изменение отдельных секторов внешней среды (изменение поля деятельности, политическая активность, регулирование процессов, активизация союзов профессионалов, и даже незаконные виды деятельности).[30]
Активное взаимодействие организации с внешней средой необходимо учитывать при разработке организационных проектов.