Тема 18: расходы бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь

Расходы бюджета города республиканского значения, столицы

Расходы областного бюджета

- обеспечение гарантированного объема медицинской помощи, за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- приобретение вакцин, иммунобиологических и других медицинских препаратов в соответствии с законодательством РК;

- производство крови, ее компонентов и препаратов для местных организаций здравоохранения;

- другие мероприятия в области здравоохранения, за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета;

- обеспечение гарантированного объема медицинской помощи, за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие мероприятия в области здравоохранения, за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета;

- приобретение вакцин, иммунобиологических и других медицинских препаратов в соответствии с законодательством РК;

- производство крови, ее компонентов и препаратов для местных организаций здравоохранения;

1. Состав и структура расходов бюджета на социальное обеспечение.

2. государственные социальные пособия в республике Казахстан.

3. распределение расходов бюджета на социальную помощь и социальное обеспечение между уровнями бюджетов.

1. Конституция РК каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей или в иных случаях установленных законом.

Социальное обеспечение- это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В широком смысле социальное обеспечение включает в себя соответствующее обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты государственных пособий.

Государственные социальные пособия- это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, и в связи со смертью кормильца. Основные виды государственных социальных пособий:

-пособие по возрасту;

- пособие по случаю потери кормильца;

- пособие по инвалидности;

- на детей военнослужащих срочной службы;

- пособие по безработице;

-ритуальные пособия;

Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения:

-переобучение безработных;

-переобучение и трудоустройство инвалидов;

-бесплатное содержание нетрудоспособных в домах интернатах для престарелых и инвалидов;

-протезирование и снабжение инвалидов автомобилями;

-организация многих видов помощи на дому.

Ряд авторов констатируют понятие социального обеспечения в широком смысле, и включают в себя совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие социальное обеспечение и социальное страхование рассматривают как одни порядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных граждан, в том числе и социальное страхование.

Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных порядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию- мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения:

1. Всеобщность- распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех граждан государства, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста национальности, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории населения: рабочие, служащие, студенты и др. граждане. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (муж), отец, дед, бабушка, и некоторые другие.

2. Общедоступность- условия, определяющие право на ту или иную пособию, доступно для всех.

3. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это различные пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению или снижению заболеваемости.

4. Демократический характер, организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Реализация социальной политики, как указывалось выше, осуществляется через учреждения социальной защиты населения: дома – интернаты для престарелых инвалидов, дома – интернаты для малолетних инвалидов, центры социальной помощи населению и др. Расходы на их содержание планируются на основании индивидуальных и сводных смет. Обязательное приложение к смете- расчеты по каждой специфике расходов, которые осуществляются в соответствии со следующим показателями: количеством мест, числом дней функционирования, количеством койко-дней, количеством штатных единиц.

По данной функциональной группе выделены следующие подфункции:

1. Социальное обеспечение, где предусмотрено финансирование таких программ как «пенсионная программа», «государственные социальные пособия», «пособия на погребение», «социальное обеспечение, оказываемое через учреждения интернатского типа на местном уровне» и др.

2. Социальная помощь, где предусмотрено финансирование таких программ как «социальные выплаты отдельным категориям граждан по решению местных представительных органов», «единовременные государственные денежные компенсации», «программа занятости», «государственная адресная помощь», «оказание социальной помощи специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, проживающим в сельской местности по приобретению топлива» и др.

3. Прочие услуги в области социальной помощи и социального обеспечения предусматривает финансирование таких программ как «Административные затраты», «Выполнение обязательств прошлых лет», «Проведение мероприятий прошлых лет», «Проведение мероприятий за счет средств на представительские затраты» и др. В соответствии с постановлением Правительства РК от 11 января 2002 г. предусмотрены следующие доплаты. За условия труда работникам государственных учреждений социального обеспечения:

-работникам домов-интернатов для умственно отсталых детей- 20% от должностного оклада;

-доплаты за особые условия труда;

-доплата за учетную степень-15%;

- доплата за совмещение должностей или увеличение или увеличение объема выполняемых работ.

Расходы на оплату труда планируются и отражаются по спецификам 111,112,113 «Основная заработная плата», «дополнительные денежные выплаты», «компенсационные выплаты». Тарификационная комиссия определяет разряд работника учреждения. Размеры должностных окладов медицинских работников, хозяйственно-обслуживающего персонала и служащих устанавливаются в соответствии с тарифным коэффициентом, учитываются также размеры различных надбавок за особые условия труда.

Большой удельный вес в смете расходов учреждений социального обеспечения занимают расходы на приобретение продуктов питания (131 специфика), где расходы планируются на основании утвержденной формы на одного обслуживаемого в день и количества койко-дней. Значительные суммы направляются на приобретение белья, одежды, обуви и постельных принадлежностей. Расчет ассигнований на эти цели производится исходя из норм расходов на койку в год, с учетом фактического наличия и перечня предусмотренного к списанию мягкого инвентаря, приобретение медикаментов и прочих средств медицинского назначения.

Следует отметить, что расходы на социальное обеспечение и социальную помощь в основном финансируются из республиканского бюджета, этим и объясняется незначительный удельный вес расходов на данную функциональную группу по сравнению с расходами на образование и здравоохранение.

Закон «О пенсионном обеспечении в РК» определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан Казахстана, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.

Уплату обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды осуществляют физические лица по ставке пенсионных взносов в размере 10% от дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов в порядке, определяемом законодательством РК.

Государство гарантирует сохранность пенсионных взносов посредством лицензирования деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, лицензирование деятельности компании по управлению пенсионными активами по инвестиционному управлению, лицензирование кастодиальной деятельности банков второго уровня и др.

При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра засчитывается:

-работа по трудовым договорам (контрактам), оплачиваемая физическим и юридическим лицам;

-военная служба;

-предпринимательская деятельность;

-время ухода за инвалидом 1группы.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра производится из расчета 60% среднемесячного дохода.

Исчисление размера пенсионных выплат осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд, независимо от перерывов в работе с 1 января 1995г.

Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998г. сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

2. В соответствии с законом РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в РК» за счет средств бюджета финансируются расходы по выплате видов пособий.

Пособия по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пособием или продолжается.

К инвалидам, имеющим право на пособие по инвалидности, относятся:

-инвалиды от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и дети – инвалиды до 16 лет;

-инвалиды из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания при прохождении воинской службы или при исполнении служебных обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: