Тема 26 Основы организации бюджетного процесса

Цель лекции: Определить процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета в условиях рыночной экономики.

Основные вопросы:

1. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета.

2. Составление, рассмотрение и утверждение местного бюджета.

Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета. Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламентированная деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Казахстане определяется Законом РК «О бюджетной системе», ежегодным Законом РК «О республиканском бюджете», иными законами республики, а также решениями органов исполнительной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение -функции парламента и местных маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.

Для разработки проекта республиканского бюджета Президент РК образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития страны формирует и вносит на утверждение правительства важнейшие бюджетные показатели:

объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей, городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджеты) специальных зон;

лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администраторами бюджетных программ; - размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;

совокупный лимит заимствования местными исполнительными органами власти; Администраторы республиканских бюджетных программ в пределах лимитов вносят в министерство финансов РК свои бюджетные программы.

Для формирования республиканского бюджета на предстоящий финансовый год государственные учреждения администраторы республиканских бюджетных программ составляют и представляют в данное министерство бюджетные заявки с обоснованиями и расчетами в сроки устанавливаемыми Правительством РК, согласно лимитам расходов, определяемым бюджетной комиссией по формированию процесса республиканского бюджета на предстоящий год.

Бюджетная комиссия определяет перечень программ, не входящих в лимит расходов республиканского бюджета, по функциональным группам и администраторам программ. Приказом Министерства финансов РК устанавливаются «Правила о порядке составления и представления бюджетной заявки на предстоящий финансовый год с обоснованиями и расчетами».

Государственные учреждения администраторы программ представляют в министерство финансов РК бюджетную заявку на предстоящий финансовый год с обоснованиями и расчетами».

Государственные учреждения администраторы программ представляют в Министерство финансов РК бюджетную заявку на предстоящий финансовый год по Форме БЗ-1. В бюджетную заявку включаются все программы, предлагаемые для финансирования из республиканского бюджета в предстоящем финансовом году. Общая сумма бюджетной заявки не должна превышать общий лимит расходов государственного учреждения администратора программ, определенный бюджетной комиссий и доведенный Министерством финансов РК.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют в перечень и лимиты местных бюджетных программ на основе согласованных с министерством объемов поступлений, лимитов взаимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.

Данное министерство в соответствии с бюджетными показателями, утвержденными правительством, разрабатывают и представляют проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в правительство.

Закон о республиканском бюджете должен содержать:

- объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам расходов, кредитования и дефицита бюджета; минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и МРП;

размер резервов правительства РК;

лимиты: государственного долга, долга местных исполнительных органов

представления государственных гарантий, кредитования местных исполнительных

органов;

- перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;

- перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестированию;

- особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляется правительством в парламент РК не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в мажилисе, а затем - в сенате.

В парламенте имеются следующие комитеты которые рассматривают бюджет на своих заседаниях:

по аграрным вопросам;

по законодательству и судебно-правовой форме; комитет по социально культурному развитию; комитет по вопросам экологии и природопользования; по экономической реформе и региональному развитию;

- комитет по финансам и бюджету;

комитет по международным делам, обороне и безопасности.

Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В случае, если парламент в этот срок не примет закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.

Местные бюджеты разрабатывают местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: они в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений и доведенных им лимитов заимствования разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют прогнозы бюджетов Министерству финансов РК.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджеты и вносят их в рассмотрение маслихатов, которые в течении двух недель принимают решения об их утверждении.

Акимы районов городов в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующих маслихатов, которые не позднее двухнедельного срока принимают решения об утверждения бюджета.

Решение маслихатов о местном бюджете должно содержать:

- объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам, расходов кредитования и дефицита бюджета;

- нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетных районов на основе утвержденных стабильных величин;

размеры резервов и лимит долга местных исполнительных органов; размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды; предельные расходы по функциональным группам, администраторам местных бюджетов программ и по программам;

- перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию. До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение

бюджета 1 квартала осуществляется в размере 1\4 части проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.

Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процессе формирования и исполнение нижестоящих бюджетов не допускается(за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает правительство РК. Государственные учреждения в пределах утвержденных администраторами программ смет производят расходы на основании казначейских разрешений, выдаваемых казначейством РК; Оно вправе отзывать, приостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренных казначейскими разрешениями.

Правительство РК имеет право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в целях сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете и изменять источники покрытия республиканского бюджета.

Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, эффективное и целевое использование бюджетных средств. Введение счетов местных бюджетов, счетов государственных бюджетов, счетов государственных бюджетов, содержащихся за счет местных бюджетов, переводные операции для них осуществляется органами казначейства Министерства финансов РК на основании финансовых разрешений, выдаваемых местными исполнительными органами; они вправе отдавать и преостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные финансовыми решениями.

Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативно правовыми органами, в соответствии с которыми производятся расходы либо уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетом возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов при нижестоящим бюджетам, где им предусмотрено выделение субвенций - уменьшаются их размеры.

Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджетов текущего года, не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет.

Применяется порядок изменения расходов бюджета, состоящее в следующем: при превышении установленного уровня дефицита бюджета, либо снижение поступлений доходных источников в ходе его исполнения правительством РК, а также местными исполнительными органами принимается решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не более, чем на 10% от утвержденных сумм; а свыше 10% - путем

внесения изменений в закон о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов о местных бюджетах.

Перечень программ, не подлежащих секвестированию, определяются парламентом и местными представительными органами в законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.

Операции республиканского и местных бюджетов отражаются на кассовой основе через единый казначейский счет; при отражении расходов счет дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по поступлениям и платежам за счет государственных внешних займов и грантов отражаются на основе месячных отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в национальной валюте, по курсу установленному Национальным банком на дату совершения операции. Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.

Для функции расходов не обеспеченных финансированием в истекшем финансовом году по утвержденным суммам, а также по зачислению в бюджеты официальных трансфертов, установлен срок, в течении которого проводятся заключительные операции, не включаемые в новый финансовый год - счетный период, продолжительностью до 1 апреля текущего финансового года. Финансовый год - бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года.

Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет правительство РК парламенту и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов вышестоящему исполнительному органу и соответствующему маслихату. Областные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты Министерству финансов РК. Это министерство ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его правительству. Контроль за правильностью составления, и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансированных из республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями осуществляется данным министерством и его территориальными подразделениями, а также государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов -ревизионными комиссиями представительными органами соответствующего уровня, а также Министерством финансов РК и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: