Изменение принципов управления экономикой. Кредитно-банковская и налоговая реформы

Во второй половине 20-х годов перед страной встала проблема выбора стратегии дальнейшего социально-экономического и политического развития. Дело в том, что к 1926-1927 годам завершилось восстановление разрушенного первой мировой войной, революцией и гражданской войной хозяйства и был достигнут уровень 1913 года. Крах надежд на мировую революцию вынудил большевиков изменить главное направление развития советской государственности.

Руководство страны ставит задачу построения социализма в одной отдельно взятой стране и берет курс на скорейшую индустриализацию для обеспечения экономической самостоятельности СССР. Средства для проведения форсированной индустриализации предполагалось собрать, во-первых, за счет «дани» с крестьянства; во-вторых, за счет установления жесткого режима экономии в стране и резкого снижения жизненного уровня населения; и, в-третьих, использованием массового применения «дешевого» труда заключенных.

Процесс коллективизации начал разворачиваться еще в 1927-1928 годах. Сталин объявил 1929 год годом великого перелома.

Тогда подчеркивалась постепенность перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства на основе принципа добровольности. Переход к форсированной сплошной коллективизации, ее темпы и методы были определены в законе, принятом ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 года, «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

Осуществляется это командно-административными методами, игнорируя экономические законы:

– усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны; ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия.

К 1930 году исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям.

В мае 1929 года V Съезд Советов СССР после неоднократных пере­смотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. XIV съезд партии через год провозгласил уско­рение темпов социалистического строительства («пятилетку в четы­ре года»). В промышленности административный способ распреде­ления ресурсов подменил собой планирование. Это было результа­том противоречий между плановыми показателями и реальной воз­можностью их выполнения.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления техни­ческих кадров. В апреле 1928 года было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 1930 – 1931 годы прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьян­ской трудовой партии», специалистов ВСНХ и др.).

Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руково­дящие посты рабочих – членов партии негативно сказывалась на развитии производства. В июне 1931 года была сделана попытка оста­новить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецсредство», слишком быстрое выдвижение неквалифицирован­ных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискримина­ционные меры по отношению к старым кадрам отменялись (напри­мер, ограничения доступа их детей к высшему образованию).

Важнейшим инструментом управления централизованной эко­номикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование рас­пространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 году были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства в целом. В 1929 году был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытес­няется моментами непосредственного управления. Организацион­ные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 года стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация уп­равления промышленностью, проводимая в 1929 году, учитывала это обстоятельство;

в декабре 1929 года Сталин на конференции аграрников выдвинул положение о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. В декабре 1930 года специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. В состав так называемого кулачества включа­лись три категории крестьян: 1) кулаки, занимавшиеся «контррево­люционной деятельностью»; 2) кулаки, не оказывающие активного сопротивления власти; 3) кулаки, признанные лояльными по отно­шению к власти. Представители первой и второй категории подвер­гались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории переселялись (в пре­делах областей, где они проживали) на необработанные земли. Рас­кулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из: пер­вого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачи­ваемых составлялись при содействии деревенских активистов и ко­митетов бедноты.

В марте 1930 года принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 года снизилось поступление зерновых государству, и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 года был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чист­ка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаго­товительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и ка­рательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны;

политика коллективизации проводилась с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели идти в колхоз. На апрельском (1929) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике дол­жен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более уме­ренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее.

В июне 1929 года началась массовая коллективизация. Центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) полу­чал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные ак­тивисты и работники ГПУ.

К осени 1929 года заготовительная компания приняла насильствен­ный характер, рыночные механизмы были сломаны. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллекти­визации, в январе 1930 года специальная комиссия Наркомзема разра­ботала график коллективизации. К осени 1930 года сплошная коллек­тивизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось кол­лективизировать годом позже. На всей территории страны преобла­дающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйствен­ная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

Итоги коллективизации:

Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах, пер­вый из которых был принят в разгар коллективизации, второй – после ее завершения – «примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 годов.

В Уставе 1930 года отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобщест­вляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные, кор­мовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности – по­стройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п.

Прием в члены артели производился правлением, решения кото­рого утверждались общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались.

В сентябре 1932 года принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепив­шее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП (б) указывается на необходимость создания унифицированных бригад. В1933 году были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новой форме оплаты труда) для колхозников.

С ноября 1934 года Наркомзем начинает подготовку нового пример­ного Устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имущества, которые обобществля­лись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где форми­ровался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона).

Усиление плановых и централистических начал сказалось в поло­жении ст. 6, установившей обязанности колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осущест­влять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.

В качестве основной формы организации труда Устав закреплял бригаду, в качестве оплаты – трудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обяза­тельные нормы выработки.

Реконструкция экономики в направлении централизации и пла­нирования повела к существенным преобразованиям кредитной сис­темы. Уже в 1927 году целый ряд частных кредитных организаций (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 года запрещается частным лицам открывать магазины и лавки.

В январе 1930 года было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующей реформе период су­ществовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при ко­тором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от акта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 года эта форма кредитования запрещается и заменяется бан­ковским. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществлять­ся по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления про­мышленностью.

2. Советский государственный аппарат в конце 20-х – 30-х гг. XX в.

На рубеже 20 – 30-х гг. в стране формируется тоталитарная систе­ма власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвида­ции оппозиции ее власть становится бесконтрольной.

В 30-е годы сложился культ личности Сталина, режим его личной диктатуры. Сталин еще в 1928 году обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Между тем не было никаких социальных предпосылок для усиления классовой борьбы. Если в 1928 году общая численность населения СССР составляла 152,4 млн, то в 1939 году 170 млн. Буржуазия составляла в 1928 году – 4,6%, в 1939 году их уже нет, индивидуалы – крестьяне, кустари в 1928 году – 74,9%, в 1939 году – 2,6% рабочие и служащие в 1928 году – 17,6%, в 1939 году – 50,2%, колхозники и кооперативные кустари: в 1928 году – 2,9%; в 1939 году – 47,2%.

Признаки советского общества:

огосударствление всех сфер жизни. В сложившейся административно-командной системе государст­венные и хозяйственные органы действовали под жестоким контро­лем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.

жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером. Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии – это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти – они являются также командным составом руководящих государст­венных органов». Руководители партии одновременно занимали ру­ководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей: «партия – орден мече­носцев».

репрессии и внеэкономическое принуждение в обществе. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Устано­вившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным при­знаком советской политико-государственной системы вплоть до се­редины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдаю­щимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».

– отрицание опыта Запада;

– закрытость страны.

Сложилась аномальная, противоестественная, но исторически оказавшаяся неизбежной, модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями (Ю.П. Титов).

Функционирование высших государственных органов

Еще в 1927 году был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами – отделами) были созданы отраслевые главные управ­ления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономичес­кое управление.

Сложилась трехзвенная система управления: главк – трест – предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению произ­водственных планов. С 1929 года центр оперативного управления пере­мещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 года хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них созда­вались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (об­ластные) тресты и (районные) промышленные комбинаты.

ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной про­мышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.

XVII съезд партии в начале 1934 года сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппа­рата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппа­рата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была лик­видирована функциональная система управления экономикой, вмес­то нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых цент­ральных ведомств.

Вывод: Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал вза­имоисключающие черты и тенденции (централизация – децентра­лизация, ужесточение регулирования – либерализация и т.п.). Ос­новными итогами ее становления стали: сращивание государствен­ного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Централизация правоохранительной системы

В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функ­ции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР.

На прокуратуру СССР возла­гались обязанности:

– по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции;

– за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

– за законностью действий органов милиции, ОГПУ;

– по поддержанию обвинения в суде.

С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Проку­ратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.

Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 году созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) по­рядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовы­вать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР.

На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), создан­ное еще в 1930 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: