Судебная реформа 1938 года

17 ноября 1938 года постановление ЦК ВКП(б) и СПК СССР «Об аре­стах, прокурорском надзоре и ведении следствия» прекратило «большой террор» в стране. В нем говорилось о необоснованности многих арестов, фальсификации дел органами НКВД, слабости прокурорского надзора и т.п., вина за которые была возложена на руководство НКВД. В декабре 1938 года был смещен с поста наркома В.Д. Ежов и его место занял Берия. Ежов и многие его ближайшие помощники, заместители и начальники управлений НКВД краев и областей, руководители отделов наркомата, начальники тюрем и лагерей, были расстреляны, выполнив роль своеоб­разных «козлов отпущения» за преступления режима. Но приговоры по этим фальсифицированным делам остались в силе и дела не пересматри­вались, что является ярким свидетельством того, что борьба с фальсифи­каторами носила чисто пропагандистский характер.

В августе 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифи­цированная судебная система.

Состав судов всех инстанций стал включать судью и двух народных заседателей.

Первой инстанцией являлся народный суд.

В качестве судов второй инстанции (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали: краевой, областной, окружной суды и суд автономной области.

Высшими судебными инстанциями были: Верховный Суд автономной респуб­лики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР.

Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специаль­ные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Самой серьезной новеллой нового положения стало введение выборности судей населением. Народные судьи и народные заседатели народных судов отныне избирались на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Судьи и народные заседатели областных, краевых, верховных республиканских судов – соответствую­щими советами. Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР. Провозглашался демо­кратический принцип: судьи независимы и подчиняются только закону, что несколько усилило гарантии против необоснованных смещений судей местными властями. Закон гласил, что судьи и народные заседатели могут быть освобождены от должности досрочно только по отзыву избирателей или по приговору суда. Для возбуждения уголовного дела против народ­ного судьи требовалась санкция прокурора и Президиума Верховного Со­вета союзной республики.

Однако краткие сроки полномочий (для народных судей 3, для членов остальных судов – 5 лет), право их отзыва избирателями, жесткий кон­троль за их деятельностью прокуратуры и Верховного суда, который мог истребовать любое дело из любого суда и внести протест на его приговор или решение, делали суды весьма «управляемыми». Судьями могли быть, как правило, только члены ВКП (б), что давало партийным инстанциям возможность влиять на их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: