II. Воспитательные цели
I. Учебные цели
Цель проведения данной лекции – сформировать у обучающихся представление о развитии Советского государства и права в 1950 – первой половине 60-е гг. XX века.
Формирование у обучающихся правовой культуры и чувства гордости за свое Отечество.
III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин. |
Вводная часть | |
Основная часть Учебные вопросы: | |
1. Основные направления процесса реформирования советского аппарата управления и сферы национально-государственного строительства в 1953 – 1964 гг. | |
2. Реорганизация правоохранительных органов и судебной системы СССР в 1953 – 1964 гг. | |
3. Советское гражданское и уголовное право 1953 – 1964 гг. | |
4. Развитие трудового, земельного и колхозного права СССР 1953 – 1964 гг. | |
Заключительная часть |
1. Основные направления процесса реформирования советского аппарата управления и сферы национально-государственного строительства в 1953 – 1964 гг.
|
|
В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом.
Был произведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917 г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) – в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров, маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.
Центром тоталитарной системы являлся вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
Заключительным этапом послевоенной истории стала смерть Генерального секретаря ЦК КПСС И.В.Сталина 5 марта 1953 года.
Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий в патриаршем соборе произнес речь в день похорон вождя (9 марта): «Великого вождя нашего народа не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная…Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума…Память о нем незабвенна…Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души…Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память».
|
|
История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов для достижения ограниченных целей (победы в войне, индустриализации) ценой лишений населения.
Привлекательности тоталитаризма способствовал страх индивида перед отчуждением, конкуренцией, безличными отношениями, свойственными рыночному обществу.
Усиление роли бюрократии происходит как результат всеобщего планирования и контроля.
В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ – они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу – командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге – ускорить экономическое развитие.
В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы).
Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться, в ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).
В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953 – 1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.
|
|
Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу. Это преобразование позже стало производиться в рамках идеологии «сближения города и деревни». В связи с этим стоит реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. были разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельские. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.
Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включение в производственный процесс (конкретные задачи были определены: «борьба за экономию», проверки выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой «соцбыта» и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобретает новые черты и вырабатывает новые механизмы.
Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны, которая активизировалась после смерти И.Сталина.
Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения нашли свое отражение в Конституции СССР (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т.д.) и Конституции РСФСР.
Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности».
|
|
Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осенью 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.
Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них.
В 1954 – 1956 годы из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое число промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.
В 1953 – 1960 годы возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 года в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.
Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 года была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов). В задачи Комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик.
В феврале 1957 года Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления Основ по этим отраслям законодательства.
На основании этих актов союзные республики произвели ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. После XX съезда КПСС и реабилитации «осужденных народностей» в феврале 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образованы Калмыцкая автономная область (в составе РСФСР), преобразованы: Кабардинская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область.
2. Реорганизация правоохранительных органов и судебной системы СССР в 1953 – 1964 гг.
Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил амнистию для большого числа лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, в массе состоявших из партработников, хозяйственников и военных. В ряде мест заключения летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась.
В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему.
В марте 1954 г. «политическая полиция» была оформлена в самостоятельную организацию – Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. (Однако основная масса политических заключенных была освобождена только после XX съезда партии, в 1956 г.) Сеть военных прокуратур и военных трибуналов была сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды.
В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием, законностью судебных решений, за местами лишения свободы.
В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном Суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов: Верховный Суд СССР мог истребовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик. Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный Суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.
В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов перед соответствующими советами.
3. Советское гражданское и уголовное право 1953 – 1964 гг.
В области уголовного права послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона и проч. В июле 1945 года был принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 года была отменена смертная казнь (с 1950 года она была восстановлена в исключительных случаях).
Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 года за эти виды деятельности были увеличены сроки наказания (до десяти – двадцати пяти лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующими им виды наказаний, произошла унификация состава данного преступления, что повело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.
С января 1955 года снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые выводятся из-под действия июньского Указа 1947 года. В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени.
25 декабря 1958 года принимаются новые (с 1924 года) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления.
В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан».
Основы определяли принципы, общие положения уголовного законодательства, основания уголовной ответственности, действие уголовного закона во времени.
Преступным признавалось предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный и государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
– Отменялся ранее действовавший принцип аналогии.
– Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения.
– Основы подчеркивали принцип индивидуализации наказания и связь уголовной ответственности со степенью вины; отменялся принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без учета факта виновности (к лицам, признанным «социально опасными», к родственникам обвиняемого и т.п.).
– Наказание, согласно Основам, могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела.
– Был повышен возрастной предел для установления уголовной ответственности (с четырнадцати до шестнадцати лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и др.).
– Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение в политических правах по суду.
– Сокращен максимальный срок лишения свободы (с двадцати пяти лет до пятнадцати лет).
– Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер».
– Устанавливался порядок уголовно-досрочного освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока, в зависимости от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».
В октябре 1960 года Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.
В декабре 1958 года были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие принципы:
– осуществление правосудия только судом, на началах равенства граждан перед законом и судом;
– коллегиальность рассмотрения дел в суде;
– независимость судей и их подчинение только закону;
– гласность судебного разбирательства;
– обеспечение обвиняемому права на защиту и др.
Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опасным государственным преступлениям – следователи органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних с момента предъявления обвинения.
В мае 1955 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 года (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества совпали с передачей в 1958 году сельскохозяйственной техники от государственных МТС колхозам.
Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 года были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 года принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 году РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 году новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 года (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения основ применительно к конкретным условиям республик.
Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиумов Верховных Советов, постановления и решения Советов министров.
4. Развитие трудового, земельного и колхозного права СССР 1953 – 1964 гг.
Ряд изменений произошел в области трудового законодательства. В июле 1945 года на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим.
Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.
С февраля 1947 года было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 года принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и проч.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.
В 1954 году при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955 – 1960 годах ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 года сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам.
В июле 1958 года Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался: контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.
В июле 1956 года был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 года постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.
В марте 1956 года Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 года Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г.: начало формирования коллективного руководства в СССР. Иерархия государственных и партийных постов. Борьба за власть в высшем руководстве СССР. «Дело Берии»: окончание эпохи политических репрессий. Реформа системы государственной безопасности 1953 г. Вопрос о приоритетной роли партийных органов. Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР – высшие посты в советской иерархии; вопрос баланса. Попытка формирования Н.С. Хрущевым режима своей личной власти, её крах. Укрепление принципов коллективного руководства.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Демократизация политического режима в конце 50-х – начале 60-х гг. 2. Судебная система по Основам законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. 3. Кодификация права в 50-х – 60-х гг. XX в.