Органы представительной власти

1. Конституция СССР установила новое название Советов – Советы народных депутатов. Такое название отражало тот факт, что советское государство именовалось государством всего народа, общенародным государством. Советы народных депутатов составляли его политическую основу.

2. Конституция СССР изменила и сроки полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

3. Основным Законом СССР устанавливалась равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР – Совете Союза и Совете Национальностей – по 750 человек.

4. Конституция СССР снизила возрастной ценз для избрания депутата в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных республик – с 21 до 18 лет.

4. Конституция СССР 1977 г. расширила круг полномочий Верховного Совета СССР. Она предусмотрела проведение регулярных отчетов Совета Министров СССР перед Верховным Советом СССР. Депутаты Верховного Совета СССР получили право запроса к руководителям всех органов, образуемых высшим представительным учреждением, – председателю Совета Министров СССР, министрам, к председателю Комитета народного контроля СССР, председателю Верховного Суда СССР, Генеральному прокурору СССР.

Однако реальной властью по-прежнему обладал Президиум Верховного Совета СССР, который координировал деятельность постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей в период между сессиями Верховного Совета СССР.

5. В 1966 г., была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей. Если раньше в первой из них было 4 постоянные комиссии, а во второй – 5, то теперь в каждой из палат создавалось по 10 постоянных комиссий, затем к ним добавилось еще по 6 комиссий. В каждой из палат функционировало по 16 постоянных комиссий (мандатная, законодательных предположений, планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по сельскому хозяйству, по науке и технике и др.).

Верховный Совет СССР Законом от 19 апреля 1979 г. утвердил Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей, в котором определялись порядок их образования, компетенция, права и обязанности.

6. Конституция СССР 1977 г. расширила права местных Советов, которые могли координировать и контролировать деятельность расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законодательства.

7. В ноябре 1964 г. была восстановлена единая система Советов. Действовавшие с 1962 г. в краях и областях промышленные и сельские Советы были объединены. Прекратилось деление районов на промышленные и сельские и восстановлены единые районные Советы, которые подчинялись единым краевым и областным Советам.

К числу важных мер, направленных на укрепление местных Советов, повышение их авторитета, следует отнести расширение правовой базы их деятельности (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1978 г. «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов», «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов народных депутатов»).

8. В рассматриваемый период большое значение придавалось развитию организационных форм связи Советов с населением. К ним, прежде всего, относились депутатские группы и депутатские посты.

Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Территориальные депутатские группы создавались для совместной работы среди избирателей депутатов, избранных от смежных избирательных округов. Производственные депутатские группы создавались в трудовых коллективах, где работали несколько депутатов одного или разных Советов. Правовая природа, задачи и компетенция депутатских групп определялись специальными положениями. Депутатские, группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов.

Депутатские посты образовывались на подведомственных местному; Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли оперативный контроль за ходом выполнения решений Совета и его органов, а также за работой, требовавшей особого внимания на конкретном участке или объекте.

Широкое развитие получили такие формы самодеятельности населения, как квартальные, домовые комитеты и др.

Указанные организационные формы были выражением демократических начал в работе Советов. Однако заложенный в них демократизм зачастую не находил должной реализации из-за имевшего в их работе формализма, перегруженности малозначительными вопросами, а нередко и просто из-за показухи.

Таким образом, сохраняя прежние принципы работы, Верховный Совет СССР оставался органом, демонстрирующим народовластие в стране, но не имеющим этой власти реально. Важнейшие решения, такие как ввод войск в Афганистан в 1979 году, принимались без ведома Верховного Совета. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: