Хроматическая одновременная индукция

Хроматическая одновременная индукция – это изменение цветового тона или насыщенности под действием соседних хроматических цветов.

Наиболее явно она проявляется при сопоставлении хроматического и ахроматического цветов близких по светлоте. Такое сопоставление позволяет визуально определить: какой цветовой оттенок приобретает реагирующее поле под действием индуктирующего поля.

Общая закономерность одновременной хроматической индукции: цвет, находясь на хроматическом фоне, изменяется в сторону цвета аддитивно дополнительного к цвету фона. (К нему как бы подмешивается дополнительный цвет).

При сопоставлении взаимно дополнительных цветов новые оттенки не воспринимаются, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости цветов, пока они занимают достаточно большую площадь в поле зрения. (При рассмотрении их с большого расстояния вступает в силу закон оптического смешения цветов). Итак:

Цвет, находясь на фоне аддитивно дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности.

Если оранжевый квадрат разместить на фоне такого же цветового тона, но большей насыщенности, то насыщенность этого квадрата в результате индукционного действия фона снизится, значит:

Цвет, находясь на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет в насыщенности.

Изменение цветового тона вследствие действия одновременной хроматической индукции, зависит от следующих факторов:

- от различия светлот индуктирующего и реагирующего полей. Действие одновременной хроматической индукции наиболее эффективно при приблизительном равенстве цветовых пятен по светлоте, причем реагирующее поле должно быть немного светлее индуктирующего (фона). Увеличение светлотного кон­траста сопровождается снижением действия хроматической индукции;

- от насыщенности цветового пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его индуктивному действию;

- от "температуры" цветового тона индуктирующего поля. Все холодные цвета вызывают более сильное индукционное дейст­вие, чем теплые;

- от отношения площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. При разных площадях пятен индукционное дейст­вие тем сильнее, чем больше периметр, т.е. чем дли длиннее пограничная линия между индуктирующим полем (фоном) и реагирующим;

- от четкости контура. Размытый контур снижает действие хрома­тической индукции;

- от расстояния между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем сильнее индукционное действие;

- от расстояния до точки наблюдения. До определенного пре­дела величина контраста, вызванного индукционным действи­ем, увеличивается пропорционально расстоянию, после кото­рого начинают уже действовать законы оптического смешения;

- от яркости освещения индуктирующих цветовых плоскостей. Сильное освещение уничтожает индукционное действие - слабое, наоборот, повышает;

- от времени наблюдения. Лучше всего индукция воспринимает­ся: при быстром взгляде.

Мерой индукционного действия данного цвета служит количество его, которое нужно подмешать к равнояркому серому, чтобы он казался серым. Такие измерения удобно производить на вертушке Максвелла. Составляется комбинация из двух дисков данного цвета и кольца между ними. Кольцо составляется из равнояркого серого и данного цвета. За­пустив вертушку, следует добиться такого положения, чтобы серое кольцо не приобретало оттенок контрастного цвета, а казалось серым. Степень раскрытия цветного диска в подмеси к серому будет служить мерой индукционного действия данного цвета.

Отрицательная индукция может быть вызвана следующими причинами:

1) местной адаптацией — снижением чувствительности участка сетчат­ки к фиксируемому цвету, в результате чего цвет, который наблюдается вслед за первым, как бы теряет способность интенсивного возбуждения соответствующего центра. Это воспринимается глазом как сдвиг цветового тона в сторону цвета, контрастного к индуцирующему. Даже если на­блюдаются два цвета одновременно, глаз движется по полю зрения скачкообразно, т. е. фактически восприятие двух цветов происходит раздельно во времени;

2) автоиндукцией, т. е. способностью органа зрения в ответ на раздражение каким-либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремится замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуж­дения трех цветоощущающих аппаратов.

Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И. В. Гете в начале ХIХ в.

Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими при­чинами: склонностью преувеличивать разницу между предметами, плохой памятью на цвета и некоторыми другими.

Пути устранения индукционного воздействия:

1. Добавить определенное количество цвета фона в цвет пятна;

2. Обвести пятно четким ахроматическим (белым или черным) контуром;

3. Обобщить силуэт пятна, сократив его периметр;

4. Увеличить площадь пятна.

5. Взаимно удалить пятна друг от друга в пространстве.

Не всегда есть необходимость уничтожить одновременную индукцию. Куда важнее использовать это явление в композиционных целях, например, для придания большего звучания тому или иному пятну. Расположив красное пятно на зелено-голубом фоне равной светлоты и насыщенности, получил мерцающее цветосочетание, вызывающее рябь в глазах. Но если зелено-голубой фон пригасить (уменьшить насыщенность) и сделать темнее, то красный цвет на этом фоне будет звонким, чистым, сверкающим и радующим глаз. Однако, такой большой контраст быстро утомляет глаза и подобные цветосочетания желательно использовать как эмоциональные акценты, а не для длительного их наблюдения.

Последовательная индукция

Возникновение в зрительном аппарате после любого цветового ощущения последовательного образа противоположного цвета называется последовательной индукцией.

Последовательная индукция может быть положительной и отрицательной, светлотной и хроматической.

Если посмотреть на лампу накаливания, а затем выключить свет, в нашем органе зрения появится изображение ярко желтой спирали на темном фоне, которая постепенно угасает. Это явление называется положительной последовательной индукцией. Если после продолжительной работы над хорошо освещенным красным подрамником перевести взгляд на белую стену, то она покажется зеленоватой. Проявляется отрицательная индукция.

Явление цветовых последовательных образов объясняется утомлением подвергавшихся раздражению зрительных клеток. При восприятии красного цвета возбуждаются те зрительные клетки, которые реагируют на этот цвет. Когда взгляд переводится на белую поверхность, то световые лучи, отраженные от нее, попадают на неодинаково нагруженные зрительные клетки. Клетки, реагирующие на красный цвет, утомлены, клетки же, реагирующие на противоположный зеленый цвет, обладают полной работоспособностью. Они реагируют на новое световое раздражение сильнее, чем зрительные клетки зоны красного цвета, и поэтому создается иллюзия зеленоватой поверхности.

Последовательный образ наблюдается не только на белом фоне, но и на всяком хроматическом. При этом цвет последовательного образа смешивается с цветом хроматического фона и появляетсявпечатление нового цвета. Для того, чтобы в результате последовательной индукции не появились отрицательные эффекты, надо четко знать, какой же цвет последовательного образа. На этот вопрос однозначный ответ дает Г. Цойгнер в работе "Учение о цвете": "любой цвет вызывает последовательный образ субтрактивно-дополнительного цвета".

Субтрактивно-дополнительные пары:

желтый - фиолетовый; оранжевый - синий; красный - зеленый; пурпурный - желто-зеленый; голубой - оранжево-красный.

Последовательная индукция иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.

Явление последовательной индукции подчинено определенным закономерностям:

- светлота последовательного образа будет обратной светло­те раздражителя;

- в последовательном образе любой цветовой тон появляется как субтрактивно-дополнительный цвет;

- последовательный образ всегда будет ненасыщенным; последовательный образ всегда смешивается с фоном;

- более светлый последовательный образ кажется находящим­ся за фоном, более темный - перед фоном;

- малонасыщенные цвета не вызывают последовательного об­раза.

Действие последовательной индукции необходимо учитывать:

1. При размещении объекта визуальной информации в пред­метно-пространственной среде.

2. При проектировании крупных экспозиций: выставки, музеи и т.д.

3. При разработке отдельных элементов экспозиции.

4. При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико.

Оценка ведется на уровне: предшествующее цветовое впечатление - последующее цветовое впечатление.

Анализируя место размещения объекта дизайна необходимо: первое, обратить внимание на возможные цветовые раздражители и на возможную последовательность их восприятия. Второе, выяснить впечатление какого цвета будет пред­шествовать восприятию объекта. Третье, устранить возможное появление последовательного образа, добавив к цвету объекта цвет, вызывающий индукционное действие, если это необходимо. При проектировании крупных экспозиций (выставки, музей) следует учитывать последовательность восприятия зрителем цветовых зон и размещать эти зоны, так, чтобы не проявлялось явление последовательной индукции. Нередко для снятия цветовой усталости вводят зоны "цветовой реабилитации", например, в виде фона. Возможно зонирование по разделам экспозиции, по залам и т.д., с разделением на контрастирующие группы цветов, При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико, необходимо учитывать последовательность прочтения цветовых пятен,ибо перенося взор с одного цветового пятна на другое, переносится и сохранившееся на сетчатке глаза кратковременное изображение предыдущего пятна в субтрактивно-дополнительном цвете.

Некоторые закономерности психической и рецепторной деятельности

Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психи­ческие факторы.

Кора головного мозга теснейшим образом связана с органом зре­ния человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). Кроме того, сама сетчатка является как бы «отростком» коры мозга, или частью коры, выдвинутой на периферию. Поэтому высшая нервная деятельность и деятельность органа зрения во многом сходны и оказывают сильное влияние друг на друга. Об этом свидетельствует прежде всего справедливость основных законов психики также и для зрения (и других органов чувств). Из общих закономер­ностей психической и рецепторной деятельности можно назвать следующие.

1. Закон ВебераФехнера. Его называют основным психофизиологическим законом. Сущность его заключается в том, что ощущение про­порционально логарифму раздражения. Иными словами, если какой-либо раздражитель возрастает в геометрической прогрессии, то ощущение от него возрастает всего лишь в арифметической. Свойство органов чувств, выражаемое законом Вебера — Фехнера, служит надежной охраной орга­низма от разрушения чрезмерными раздражителями, оно является как бы защитным барьером между внешней средой и организмом. В зрительных процессах это свойство проявляется особенно сильно при восприятии светлоты и яркости.

2. Раздражение и торможение. При зрительных восприятиях постоянно происходят противоположно направленные процессы, аналогичные раздражению и торможению в коре головного мозга. Это проявляется в антагонизмах палочкового и колбочкового аппаратов, в расширении и сужении зрачка, в цветовой индукции и т. д.

3. Условные рефлексы. В процессе приспособления к окружающей среде у человека вырабатывается ряд условных рефлексов. Некоторые из них складываются в самом раннем возрасте и отличаются большой устойчивостью. Восприятие цвета связано с множеством условных рефлексов, оно складывается постепенно под действием как физических так и психических факторов. Одним из самых удивительных и необхо­димых свойств цветового зрения является способность глаза различать локальную окраску предмета при любом освещении, т. е. автоматически устранять влияние освещения на цвет предметов. Это называется законом постоянства (константности) цвета. Так, листва деревьев представляется нам зеленой и на рассвете, и в полдень, и на закате, хотя цвет листьев в эти часы дня неодинаков. Какова бы ни была цветность освещения, глаз вскоре перестает ее замечать, происходит нивелирование цветности, т. е. освещение воспринимается как близкое к среднему дневному (ко­нечно, при небольшой насыщенности цвета освещения). Если бы вместо глаз снабдить человека спектрофотометром, он бы не сумел распознавать окраску предметов в разных условиях освещения, так как спектры при этом существенно изменяются. Такой орган зрения не мог бы быть для человека надежным передатчиком информации из окружающей среды.

4. Оптические иллюзии. Самым наглядным доказательством связи зре­ния с психикой служат оптические иллюзии. Прежде чем возникнет зри­тельный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в про­водящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией дру­гих органов чувств и на переработку ее влияют память, воображение, различные стереотипы восприятия и многие другие факторы психической деятельности. Все это приводит к возникновению оптических иллюзий и может вызывать различные индивидуальные особенности зрительных восприятий. Явление оптических иллюзий с древних времен внушало лю­дям глубокие сомнения в достоверности показаний органов чувств и при­водило многих философов к ложным выводам о непознаваемости внеш­него мира. Современное материалистическое естествознание решает вопрос об иллюзиях в оптимистическом плане: иллюзии зрения — это факт, который следует изучать и использовать практически; знание природы ил­люзий может предохранить нас от ошибок в познании и деятельности, но наличие иллюзий не должно подрывать доверия к органам чувств, дающим в целом верную информацию о действительности. Наиболее распространенные иллюзии: иллюзия контраста, перспективы; переоценка вер­тикали; изменение пропорций от направления линий на форме; иллю­зия изломов формы; приписывание свойств целого его части; недооценка протяженности пустого пространства; деформация на фоне штриховки; иррадиация (переоценка размеров светлого пятна на темном фоне).

5. Влияние побочных раздражителей на чувствительность к различным цветам. Работами ряда физиологов (Урбанчич, Кравков, Кениг и др.) уста­новлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышают чувствительность зрения к зелено-си­ним цветам и снижают к красно-оранжевым. К таким раздражителям относятся шумы, тепло, вкус сладкого, запахи розмарина и герани, кофеин, адреналин и другие вещества. Раздражители, возбуждающие пара­симпатический отдел, повышают чувствительность к красно-оранжевым цветам и снижают к сине-зеленым. Согласно исследованиям Л. А. Шварц, к таким раздражителям относятся гармонические звуки, положительные эмоции, веронал, пилокарпин, усиленное дыхание. Иными словами, любое воздействие, оказываемое на человека, так или иначе влияет на его цветоощущение, причем повышение чувствительности к красно-оранжевым цве­там происходит одновременно с понижением чувствительности к сине-зеленым, и наоборот. По данным С.В. Кравкова, чувствительность к желтому цвету и крайним спектральным не подвержена изменениям от побочных раздражителей.

В заключение можно отметить, что каждое восприятие включает в себя и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. В восприятии преломляется вся психическая жизнь конкрет­ной личности воспринимающего.

ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ

Специалисты, изучающие процессы зрения, утверждают, что глаза это вынесенный вперед мозг. В зрительной работе глаза различают способность видеть и способность рассматривать. Первое дает человеку возможность ориентации в пространстве, второе - познать увиденное.

Анализируя психофизиологию восприятия человеком информации, весь процесс можно разделить на: обнаружение, опознание, различие.

На первом этапе (обнаружение) - человек выделяет цветовое пятно, которое чем- либо заинтересовало его, из цвета предметов фона. Обнаружение объекта скорее напоминает действие фиксации в цветовом хаосе, окружающего человека, цветового пятна, отличающегося своими цветовыми качествами. В этот период он еще не может судить о форме объекта и его характеристике. Роль цветового решения объекта в - "фиксации" внимания человека.

Условие психофизиологического процесса восприятия данного этапа приводят к пониманию принципа, который в практических действиях художника становится своеобразным законом: для обнаружения объекта визуальной информации из предметов окружающей среды необходимо, чтобы его цветовые характеристики были выделены из цвета фона.

На стадии опознания человек способен воспринять раздельно два предмета - сам объект, как архитектурно-художественную форму и предметный фон. На данном этапе восприятие напоминает процесс быстрой смены картин, усложняющихся от цветового пятна, к очертаниям объекта. Смена картин происходит до тех пор, пока не произойдет опознание объекта с вероятностью в пределах 70%. После чего человек начинает опознавать предметы окружения объекта, создающее фон. Роль цветового решения объекта данного этапа восприятия – помощь в выявлении формы объекта и самого объекта из многообразных предметов среды.

Третий этап восприятия (различие) - характерен отбором существенных и качественных характеристик об объекте видения, которые определяют его предназначенность и необходимость. Если на предыдущем этапе человек, конкретизируя форму цветового пятна, классифицировав ее по таким характеристикам как большая - малая, простая - сложная, на пути движения и, может быть своеобразной помехой, - либо не влияющей на процесс движения и т.д., то на данном этапе происходит конкретизация более существенных качеств. К этим качествам следует отнести: объект предназначен для размещения информации (стенд, выставка, лозунг и т.д.) В данном случае архитектурная форма, конструктивное ее решение - есть средства для размещения. Процесс восприятия, в этом случае, имеет продолжение, т.е. возобновляется - обнаружение, опознание, различие. В качестве фона выступит цвет элемента, а цветовое решение и композиция средств передачи информации пройдет этапы опознания и различия; объект своей архитектурной формой становится символом информации. Цветовое решение объекта, в этом случае, выполняет роль обеспечения узнаваемости символа.

На этапе различия информации, процесс психофизиологии восприятия усложняется вступлением в функциональное действие процессов логики и психики понимания информации. В период этапа происходит понимание предназначенности объекта восприятия, чему способствуют целостность восприятия, осмысленность, избирательность, константность.

Целостность восприятия представляет собой результат влияния на психику человека комплекса раздражителей. Роль раздражителей выполняют: цветовое решение, форма, яркость и т.д. Одним из свойств раздражителей является одновременность и комплексность действия. Эти свойства, во-первых, способствуют процессу осмысления предназначенности объекта и его информации; во-вторых, создает основание к необходимости разделения раздражителей по своей значимости, контрасту между цветами, размерами, сложности формы, яркости; в - третьих, обуславливают логику связи между ними. Целостная структура восприятия, в этом случае, влечет за собой целостность структуры цветового построения - композиции.

В тесной связи с целостностью восприятия выступает осмысленность объекта видения. Она помогает человеку формировать представления, знания, понятия его предназначенности. Цветовое пятно может восприниматься, например, как символ, который конкретизируется формой. Цветовое пятно, выделяющееся своей яркостью, размерами или формой - осмысливается как момент первостепенной важности в общей цветовой композиции.

Такое свойство человеческой психики как избирательность имеет психофизиологическую и социальную основы. Например, человек воспринимает быстрее цветовое пятно большего размера, чем малого, либо - более яркого, или имеющего необычное очертание.

Ахроматические и хроматические контуры.

Основываясь на явлениях одновременной хроматической индукции, иррадиации и оптического смешения цветов можно произвольно изменять впечатление какого либо цвета не меняя самого цвета с помощью цветного контура, величина которого позволяет влиять на качество цвета с помощью описывания цветного пятна.

Цветовое пятно, заключенное в белый контур, вблизи воспринимается темнее чем исходное, однако, если отойти на небольшое расстояние заметно, что контур, как иррадирующий элемент, начинает обесцвечивать ядро, оба цвета смешиваются и начинают действовать как целое.

В отличие от белого, черный контур дает совершенно иной эффект. Он изолирует один цвет от другого и оба теряют способность влиять друг на друга. В результате: возникает устойчивость и особая свежесть, хорошо выявляется форма и усиливается гармоничность соприкасаемых цветовых пятен. Чем толще линия контура, тем заметнее её действие.

При рассмотрении на небольшом расстоянии цветового пятна, окаймленного хроматическим контуром равной светлоты и насыщенности, наблюдается оптическая смесь контура с ядром. Если цвет контура является контрастным к цвету ядра, то ядро теряет в насыщенности, а сам контур обесцвечивается и стремится к серому в результате контрастирующего действия цвета ядра. Суммарный цвет, воспринимаемый в результате оптического смешения, становится менее насыщенным. Если цвет контура не является контрастным к цвету ядра, то в результате оптического смешения, изменяется оттенок цветового пятна. Так, желтое с зелено-голубым кажется зеленовато-желтым, красное с лиловым покажется более лиловым, чем красное с оранжевым.

Цветовой контур, более насыщенный, но одинаковый по цветовому тону с ядром, усиливает цветность пятна. При необходимости в изображении взять максимально насыщенный цвет, сохранив максимальную светлоту пятна, достаточно окружить его контуром более насыщенного цвета того же цветового тона, разбелив ядро до желаемой светлоты. В этом случае краска как бы "сгоняется" к краям: количество красящего вещества остается прежним, а центр высветляется не теряя своей колоритности.

Наиболее наглядно влияние цветных контуров иллюстрируется на примере окаймления черного пятна различными насыщенными цветами. Одинаковый везде черный цвет воспринимает оттенок контура и кажется то коричневым, то черно-красным, то черно-зеленым. Для усиления цветности пятна, если оно велико, внутри пятна может быть красочная прослойка. При необходимости в изобра­жении выразить максимальную темноту и сохранить цветность достаточно окружить темное пятно соответствующим чистым цветом, тогда и все пятно не будет восприниматься бесцветно-черным.

Итак, ахроматический контур дает возможность:

- разбелить (высветлить) цвет, окружив его белым цветом;

- освежить, выявить форму и усилить гармоничность соприкасаемых пятен, окружив их черным цветом.

Хроматический контур позволяет:

- увеличить цветность пятна, не изменяя светлоты, окружив его более насыщенным своим цветом и разбелив ядро;

- изменить оттенок цвета; создать различные оттенки черного цвета. Хроматический и ахроматический контуры уплощают изображение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: