Живопись и скульптура

Архитектура.

Для Петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Архитектура Петровского времени представлена, прежде всего, строительством Санкт - Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты:

Ж. Леблон, Д. Трезини... Но участвовали в этой работе и русские архитекторы: И.К. Коробов… Петербург – первый российский город, созданный по плану, с прямыми улицами.

Важнейшими памятниками архитектуры этого периода стали:

- Петропавловский собор, увенчанный 112 метровым шпилем (Трезини)

- Петропавловская крепость;

- здание Двенадцати коллегий (Трезини);

- Меньшиковский дворец в Петербурге и Меньшикова башня в Москве;

-Летний Дворец Петра Первого (Трезини);

-Кунсткамера

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII века наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля (Кижи) на одном из островов Онежского озера с 22 главой центральной церковью.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII века был барокко (в переводе с итальянского - «вычурный»). Для барокко характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли (итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину).

В.В. Растрелли:

Зимний дворец (сегодня Эрмитаж);

Большой дворец в Петергофе;

Екатерининский дворец в Царском селе

Собор Смольного монастыря

Во второй половине XVIII века на смену пышному яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

В.И. Баженов ( основоположник русского классицизма)

-Дом Пашкова в Москве.

М.Ф. Казаков (ученик Баженова):

-здание Сената в Московском Кремле;

-здание Московского университета.

И.Е. Старов:

-Таврический дворец в Петербурге (по заказу Екатерины II и подарен Потемкину)

В XVIII веке окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи – портрет. Портреты начала XVIII века в отличие от парсун XVII века полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры.

Вторая половина XVIII века – период расцвета русской живописи, прежде всего портретной, что было вызвано стремлением увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшие портретисты XVIII века – И.П. Аргунов,Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Появляются новые жанры: отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр. При Елизавете основана Академия художеств, Екатериной основан Эрмитаж.

Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин – автор галереи государственных деятелей. Но самую известную скульптуру России создал француз Э.Фальконе – памятник Петру I

(«Медный всадник»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: