Виды воспитания.
Воспитание и другие педагогические категории.
Понятие воспитания.
Следует учитывать, что категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению ее сущности.
Воспитание, служа базисом для более широких категорий, может рассматриваться:
- В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;
– В социальном смысле – как передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;
– В широком педагогическом смысле – как процесс и результат всех влияний на человека;
В узком педагогическом смысле – как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно – воспитательных учреждениях;
– В практическом смысле – как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.
|
|
Характеризуя объем понятия, многие педагоги-исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией, т.е. усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта),и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у людей определенную систему качеств личности, взглядов и убеждений. Часто оно также трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма и т.д.).
В широком смысле понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. В целостном процессе воспитания выделяются две взаимосвязанные стороны: 1) познание жизни ( главная функция образования) и 2) формирование отношения к ней (главная функция воспитания). Интересно, что «воспитание» нередко отождествляют с образованием, что пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.
Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.
|
|
Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей. При этом воспитание и обучение едины (обучение всегда выполняет и воспитательные функции, а воспитание — функции познания жизни), но не тождественны. Единство воспитания и обучения состоит прежде всего в общности их цели - формирование всесторонне развитой личности.
Черты воспитания как общественного явления:
1) воспитание возникло как потребностьобщества в передаче социального опыта;
2) воспитание - конкретно-историческая категория, т.к. меняются цель, содержание и методы воспитания;
3) социальный опыт передаётся только в процессе общения и деятельности, т.е. общественных отношений.
Основные функции воспитания: 1) культурологическая - способ передачи культуры и её ценностей от поколению к поколению; 2) функция духовного воспроизводства - обеспечение формирования мировоззрения человека; 3) гуманистическая - педагогика как наука о судьбе человека; 4) профессионально-экономическая - возможность получения определённой профессии и переквалификации; 5) некоторые исследователи выделяют также функцию подготовки подрастающего поколения к семейной жизни - установка на брак и рождение детей.Существуют объективные проблемы воспитания, зависящие от процесса социализации, который осложнен социально-экономическими изменениями в обществе:
1) отсутствие социально-педагогической компетенции и нравственно-этической культуры родителей, т.е. проблема "отцов и детей";
2) формальный характер общественно-полезной и культурно-досуговой совместной деятельности детей и родителей, т.е. проблема положительного родительского примера;
3) ориентация потребностей детей на западные образцы, отсутствие реальных возможностей их достижения, т. е. проблема конфликта мечты и действительности;
4) падение и разрушение ценностных нравственных основ во всех слоях современного общества, недостаток патриотического воспитания.
В числе наиболее значимых субъективных проблем воспитания:
1) невысокий уровень рефлексии педагогов и недостаточное желание сaмосовершенствования пед. мастерства;
2) отсутствие знаний современных методов и технологий воздействия на ребенка;
3) недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
4) недостаток примеров значимых взрослых людей, которые в реальном поведении демонстрировали бы высокие моральные и нравственные качества.
Приоритеты современного воспитания: 1) мир - воспитание в духе разоружения и миролюбия; 2) человек - воспитание в духе уважения прав человека; 3) природа - экологическое воспитание в глобальных масштабах: Земля - общий дом человечества; 4) сотрудничество - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному: 1) по аспектам воспитательного процесса (идейно-политическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, правовое, половое, экологическое и экономическое воспитание); 2) концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др.; 3) по институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) и т.д.; 4) по доминирующим принципам и стилю отношений (авторитарное, свободное и демократичное воспитание); 5) по философской концепции:
|
|
а) идеалистическая модель - воспитание как создание такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т. Мор, И.Г. Песталоцци);
б) прагматическая модель - передача только полезных знаний для индивида (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи);
в) социетарная модель - система ценностей, присущая конкретной социальной группе (религиозная, коммунистическая);
г) гуманистическая модель - учёт личностных и индивидуальных особенностей, принятие воспитанника таким, какой он есть (Э. Фромм, К. Ясперс, А. Маслоу);
д) технократическая модель - жёсткое управление и контроль за воспитанником, воспитание как формирование поведения воспитуемого с помощью системы подкреплений (Б. Скиннер).
Таким образом, за термином "воспитание" кроются разные по масштабу
педагогические объекты: 1) воспитание как социально-педагогическое яв-
ление (социально обусловленный, специально организованный, це-
ленаправленный процесс приобщения подрастающих поколений к системе
социальных ценностей);
2) воспитание как педагогический процесс (развер-
тывающуюся во времени систему воспитательных отношений, охватывающую пространство жиз-
недеятельности конкретного ребенка, детского сообщества, социальной
группы);
3) воспитание как педагогическая деятельность (понятие "воспитательная работа",
которая, в свою очередь, отождествляется с заботами конкретных субъек-
тов (учитель, воспитатель, вожатый, член семьи и др.) о полноценном раз-
витии личности ребенка). Воспитание как педагогическое явление (в узком смысле) - это целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Особенности: 1) осуществляется в специальных педагогических системах; 2) профессионально подготовленными или функционально поставленными (родители) людьми; 3) воздействие и взаимодействие в отношении конкретной личности/группы.
|
|
Названные грани педагогического понятия "воспитание" тесно взаимосвязаны.
Воспитательная работа любого учите-
ля существует в рамках педагогического процесса, как системы воспита-
тельных отношений, которые, в свою очередь, подчинены ходу социально-
исторических событий, развивающихся в обществе и неминуемо отра-
жающих их противоречивость.
Таким образом, воспитание можно определить как социаль-