Модуль 2. Классификатор форм собственности

Классификатор форм собственности

КФСлежит в основе группировки всех показателей СНС по этому признаку. Объек­том классификации являются формы собственности, установ­ленные законодательством РФ. Основными группировками, вы­деленными в КФС, являются: российская собственность, иност­ранная собственность и смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием. Российская собствен­ность, в свою очередь, подразделяется на шесть видов собствен­ности: федеральная, субъектов федерации, муниципальная, общественных объединений, частная, смешанная (российская с российской).

К федеральной собственности, к собственности субъектов фе­дерации или к муниципальной собственности относятся:

• государственные и муниципальные предприятия, имущест­венные комплексы которых были отнесены в установленном по­рядке при разграничении государственной собственности соот­ветственно к федеральной собственности, собственности субъек­тов федерации и муниципальной собственности, а также вновь создаваемые государственные и муниципальные предприятия, уставные фонды которых формируются соответственно за счет федерального, субъектов федерации и муниципального имущест­ва (бюджетов);

• государственные и муниципальные учреждения, финанси­рование и деятельность которых осуществляются за счет феде­рального бюджета, бюджетов субъектов федерации или местных бюджетов;

• предприятия и объединения, образованные в форме акцио­нерных и других хозяйственных обществ и товариществ, если на момент учета их единственными акционерами (вкладчиками, пайщиками) являются Госкомимущество России, соответствую­щие органы субъектов федерации или местного самоуправления.

К собственности общественных организаций относятся имуще­ственные комплексы:

• этих организаций и их объединений (союзов);

• учреждений, финансируемых общественными организация­ми (объединениями);

• предприятий (независимо от их организационно-правовых форм), если единственным вкладчиком в их уставном фонде (ак­ционерами, пайщиками) являются общественные организации (объединения).

К частной собственности относятся имущественные комп­лексы:

• индивидуальных (семейных) частных предприятий;

• предприятий в форме акционерных и других хозяйственных обществ, если держателем (держателями) всех акций (долей, вкладов, паев) являются отдельные граждане, их семьи или част­ные предприятия;

• арендных предприятий, если арендатором или арендодате­лем являются частные лица;

• хозяйственных объединений и организаций, все акции (до­ли, вклады) которых принадлежат предприятиям, находящимся в частной собственности;

• производственных и потребительских кооперативов.

К смешанной собственности относятся предприятия (в том числе арендные) и объединения в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, а также межхозяйствен­ных предприятий, если в их имущественных комплексах имеют­ся вклады (акции, паи, доли) субъектов разных форм собствен­ности (федеральной, субъектов федерации, муниципальной, об­щественных организаций, частной) независимо от долей в устав­ном фонде (капитале).

К иностранной собственности относятся предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.

Группировка экономических операций

Единицей учета эконо­мической деятельности и национальных счетов является опера­ция. Операция, как правило, регистрируется в момент, когда нас­тупает срок уплаты по этой операции. Поэтому большинство операций регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Исключение составляют, например, опе­рации в государственном секторе, которые учитываются в объеме фактически поступивших и выплаченных сумм.

Экономические операции по способу осуществления могут быть двусторонними (участвуют два экономических агента) и од­носторонними (свершаются в пределах одного экономического агента). Примером двусторонней операции является большин­ство операций с благами и услугами. Односторонней операцией является потребление производителями собственной продукции или услуги (жилья, которое используется самим владельцем).

По характеру своего осуществления экономические операции делятся на две группы:

• операции на компенсационной основе, когда поток благ, ус­луг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических опера­ций);

• трансферты - операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные для финансирования текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений). Примером текущих трансфертов являются прямые текущие налоги на доходы, на бо­гатства, пени и штрафы, различные сборы и добровольные взно­сы, подарки, взносы по социальному страхованию и т.п. К капи­тальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвоз­мездные ассигнования в виде экономической помощи на капи­тальное строительство в других странах, безвозмездная передача права собственности на активы (кроме денег и материальных оборотных средств или средств для их приобретения).

Трансферты подразделяются на договорные и недоговорные. Примером договорных трансфертов служат доходы от собствен­ности (рента, проценты, дивиденды).

По характеру объектов экономические операции делятся на текущие и капитальные. Операции, вызывающие изменение на­ционального богатства, являются капитальными. Операции, ка­сающиеся немедленного потребления, называются текущими. В отличие от группировки экономических единиц классификация операций СНС проводится на одной основе, т.е. они классифи­цируются одновременно по отраслям и секторам.

Экономические операции в СНС делятся на три основные группы:

• операции с продуктами и услугами;

• распределительные операции;

• финансовые операции.

Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах экономики. Они включают операции не только с продуктами и услугами, произведенными в данный период, но и с уже сущест­вующими продуктами, т.е. произведенными в прошлые периоды, и импортными.

Распределительные операции — это операции, цель которых — распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбере­жений.

Финансовые операции связаны с изменениями финансовых ак­тивов и пассивов в различных секторах экономики.

Операции могут быть фактическими (имеющими рыночную оценку) и расчетными (получающими оценку на основе услов­ных расчетов). К фактическим операциям относятся операции, связанные с реализацией товаров и услуг, финансовые операции — операции по распределению. К расчетным операциям принадле­жат натуральные выдачи рабочим и служащим, потребление про­дукции собственного производства, услуги убыточных финансо­вых органов, условная жилая рента.

Группировка экономики по секторам

Совершенно новой для отечественной статистической практики группировкой является группировка видов деятельности по секторам.

В СНС термин «сектор» означает совокупность сторон (субъ­ектов), принимающих аналогичные решения в связи с основной деятельностью и определенными экономическими результатами.

Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

Единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться свои­ми материальными и финансовыми ресурсами, принимать обя­зательства и осуществлять экономическую деятельность и опера­ции с другими единицами.

Если какая-то единица не обладает всеми характеристиками институционной единицы, то исходят из следующих принципов:

а) домашние хозяйства считаются институционными (они не
ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами);

б) единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к
тем институционным единицам, куда их счета входят составной
частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным
единицам, которые их контролируют.

По принятой в Российской Федерации концепции нацио­нального счетоводства в соответствии с типами экономического поведения институционные единицы объединяются в следую­щие наиболее укрупненные структуры — сектора:

• предприятия по производству товаров и услуг, кроме финан­совых услуг (нефинансовые предприятия);

• финансовые учреждения;

• органы государственного управления;

• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

• домашние хозяйства;

• внешнеэкономические связи («остальной мир»).

Сектор «нефинансовые предприятия» охватывает институ­ционные единицы, основной функцией которых является про­изводство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрывать­ся за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих еди­ниц формируются в основном за счет поступлений от реализа­ции продукции.

К данному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет госбюджета, но занятые про­изводством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т. п.). В этот сектор включаются предприятия независимо от формы собственности: государственные, акционерные, аренд­ные, совместные кооперативные и частные. Включаются общест­венные (некоммерческие) организации, создаваемые различны­ми группами производителей, которые финансируют свои изде­ржки за счет взносов предприятий (например, различные ассо­циации предпринимателей и т. д.).

Сектор «финансовые учреждения» состоит из институцион­ных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерчес­кой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности.

Под производственной деятельностью в данном секторе по­нимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг), вспомогательная финансовая деятель­ность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятель­ность, т. е. обеспечение финансовой защиты институционных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоя­тельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных работников доходами после их вы­хода на пенсию.

Финансовые посредники (банки) берут обязательства по сво­им собственным счетам на финансовых рынках, которые возни­кают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институционным единицам.

Финансовые посредники посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты; другие делают это, выпуская векселя, облигации или другие цен­ные бумаги. Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности, например, осуществляют обмен валюты, консуль­тации по поводу инвестиций, покупки недвижимости и т. д.

Таким образом, деятельность финансовых посредников акку­мулируется в трех категориях деятельности: кредитовании, стра­ховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности за­няты следующие институционные единицы: кредитные корпора­ции, страховые корпорации и пенсионные фонды.

Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кре­дитные общества и ассоциации. Их основными функциями явля­ются выпуск, приобретение, хранение и распределение финансо­вых средств; выпуск ценных бумаг; хранение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др. Ресурсы этих единиц формируются в основном из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.), и полученных процентов.

Страховые учреждения охватывают институционные едини­цы, занимающиеся страхованием жизни от несчастных случаев, а также страхованием имущества предприятий и домашних хо­зяйств. Их ресурсы образуются в основном за счет поступлений платежей по контрактам страхования.

Сектор «органы государственного управления» включает институционные единицы, занятые предоставлением нерыноч­ных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К сектору относятся государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области об­щего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего поряд­ка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения. Кроме того, в этот сектор включаются фонды (организации) социального стра­хования; государственные, центральные, региональные и мест­ные банки, основными функциями которых являются предостав­ление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государ­ственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие обществен­ные организации, обслуживающие население, если они финан­сируются и контролируются государственными учреждениями.

Сектор «некоммерческие организации, обслуживающие до­машние хозяйства» охватывает институционные единицы, заня­тые оказанием нерыночных услуг для особых групп домашних хозяйств. Он включает общественные организации, обслуживаю­щие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (глав­ным образом в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т- Д-), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т. д.).

В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресур­сы складываются в основном из добровольных взносов и пожерт­вований домашних хозяйств и их дохода от собственности.

Сектор «домашние хозяйства» охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую дея­тельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зре­ния отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства — резиденты данной страны не­зависимо от их размещения и формы, в том числе подсобные хо­зяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивиду­альные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимо­го юридического статуса.

Сектор «остальной мир» (внешнеэкономическая деятель­ность) охватывает зарубежные экономические единицы в той ме­ре, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Конечным результатом функционирования экономики лю­бой страны является производство материальных благ (продук­тов) и оказание материальных и нематериальных услуг.

Для учета результатов труда в сфере производства материаль­ных благ и в сфере производства услуг используются следующие понятия.

Продукты — результаты труда, имеющие материально-веще­ственную форму (включая энергию).

Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие опреде­ленные личные и общественные потребности, но не воплощаю­щиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как мате­риального, так и нематериального характера.

Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такая деятельность не может выполняться другими. В соответствии с этим занятие спортом и удовлетворение физиологических потребностей не включаются в состав производства.

Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их произ­водства.

Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жи­лище рассматриваются в СНС как товары.

Товары составляют большую часть ресурсов продуктов и услуг и в основном производятся отраслями сферы производства мате­риальных благ. Некоторое количество товаров может произво­диться органами государственного управления и частными не­коммерческими организациями.

Услуги как результаты экономической деятельности имеют свою специфику. Они не существуют как отдельные экономичес­кие объекты, на которые могут быть распространены права собственности и которые могут быть проданы отдельно от их производства; услуги не проходят процесс обращения, не накап­ливаются как продукты; их производство совпадает со временем потребления. Это касается в первую очередь нематериальных услуг.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:

• рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрыва­ющим издержки, и приносят прибыль. И в этом случае они при­равниваются к любому другому товару. Итак, рыночные услуги — те, которые являются объектом купли и продажи и которые про­изведены единицами, издержки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации услуг;

• нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затраты, связанные с их производством. Как правило, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественны­ми организациями, например партиями или профсоюзами. Пот­ребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашни­ми хозяйствами.

Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреб­лению и предоставляемые бесплатно или по экономически не значимым ценам.

В рыночной экономике практически все виды услуг могут оказываться за плату, бесплатно или за частичную оплату (на ль­готных условиях). Исключение составляют услуги органов управ­ления (включая оборону и правоохранительные органы), а также услуги некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (церковь, благотворительные учреждения), которые всегда оказываются бесплатно.

Деление услуг на платные и бесплатные вызывает необходи­мость определения четкой границы между ними. В соответствии с методологией СНС платными считаются все услуги, ко­торые реализуются по экономически значимым ценам. Эконо­мически значимой ценой считается такая цена, которая покрыва­ет не менее 50% издержек на оказание данной услуги.


Вопросы для самопроверки

1. Содержание понятий «внутренняя и национальная экономи­ка»; охарактеризуйте их связь и различия.

2. Границы производственной (экономической) деятельности в СНС.

3. Характеристика легальной, скрытой и незаконной деятель­ности.

4. Понятия рыночной и нерыночной деятельности в СНС.

5. Основные группировки и классификации показателей, приме­няемые при построении СНС в России.

6. Характеристика экономических операций, отражаемых в СНС.

7. Группировка экономических единиц (агентов) по секторам, применяемая в СНС.

8. Система показателей результатов экономической деятельности в СНС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: