Классификатор форм собственности
КФСлежит в основе группировки всех показателей СНС по этому признаку. Объектом классификации являются формы собственности, установленные законодательством РФ. Основными группировками, выделенными в КФС, являются: российская собственность, иностранная собственность и смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием. Российская собственность, в свою очередь, подразделяется на шесть видов собственности: федеральная, субъектов федерации, муниципальная, общественных объединений, частная, смешанная (российская с российской).
К федеральной собственности, к собственности субъектов федерации или к муниципальной собственности относятся:
• государственные и муниципальные предприятия, имущественные комплексы которых были отнесены в установленном порядке при разграничении государственной собственности соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности, а также вновь создаваемые государственные и муниципальные предприятия, уставные фонды которых формируются соответственно за счет федерального, субъектов федерации и муниципального имущества (бюджетов);
• государственные и муниципальные учреждения, финансирование и деятельность которых осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации или местных бюджетов;
• предприятия и объединения, образованные в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, если на момент учета их единственными акционерами (вкладчиками, пайщиками) являются Госкомимущество России, соответствующие органы субъектов федерации или местного самоуправления.
К собственности общественных организаций относятся имущественные комплексы:
• этих организаций и их объединений (союзов);
• учреждений, финансируемых общественными организациями (объединениями);
• предприятий (независимо от их организационно-правовых форм), если единственным вкладчиком в их уставном фонде (акционерами, пайщиками) являются общественные организации (объединения).
К частной собственности относятся имущественные комплексы:
• индивидуальных (семейных) частных предприятий;
• предприятий в форме акционерных и других хозяйственных обществ, если держателем (держателями) всех акций (долей, вкладов, паев) являются отдельные граждане, их семьи или частные предприятия;
• арендных предприятий, если арендатором или арендодателем являются частные лица;
• хозяйственных объединений и организаций, все акции (доли, вклады) которых принадлежат предприятиям, находящимся в частной собственности;
• производственных и потребительских кооперативов.
К смешанной собственности относятся предприятия (в том числе арендные) и объединения в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, а также межхозяйственных предприятий, если в их имущественных комплексах имеются вклады (акции, паи, доли) субъектов разных форм собственности (федеральной, субъектов федерации, муниципальной, общественных организаций, частной) независимо от долей в уставном фонде (капитале).
К иностранной собственности относятся предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.
Группировка экономических операций
Единицей учета экономической деятельности и национальных счетов является операция. Операция, как правило, регистрируется в момент, когда наступает срок уплаты по этой операции. Поэтому большинство операций регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Исключение составляют, например, операции в государственном секторе, которые учитываются в объеме фактически поступивших и выплаченных сумм.
Экономические операции по способу осуществления могут быть двусторонними (участвуют два экономических агента) и односторонними (свершаются в пределах одного экономического агента). Примером двусторонней операции является большинство операций с благами и услугами. Односторонней операцией является потребление производителями собственной продукции или услуги (жилья, которое используется самим владельцем).
По характеру своего осуществления экономические операции делятся на две группы:
• операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);
• трансферты - операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные для финансирования текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений). Примером текущих трансфертов являются прямые текущие налоги на доходы, на богатства, пени и штрафы, различные сборы и добровольные взносы, подарки, взносы по социальному страхованию и т.п. К капитальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах, безвозмездная передача права собственности на активы (кроме денег и материальных оборотных средств или средств для их приобретения).
Трансферты подразделяются на договорные и недоговорные. Примером договорных трансфертов служат доходы от собственности (рента, проценты, дивиденды).
По характеру объектов экономические операции делятся на текущие и капитальные. Операции, вызывающие изменение национального богатства, являются капитальными. Операции, касающиеся немедленного потребления, называются текущими. В отличие от группировки экономических единиц классификация операций СНС проводится на одной основе, т.е. они классифицируются одновременно по отраслям и секторам.
Экономические операции в СНС делятся на три основные группы:
• операции с продуктами и услугами;
• распределительные операции;
• финансовые операции.
Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах экономики. Они включают операции не только с продуктами и услугами, произведенными в данный период, но и с уже существующими продуктами, т.е. произведенными в прошлые периоды, и импортными.
Распределительные операции — это операции, цель которых — распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений.
Финансовые операции связаны с изменениями финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики.
Операции могут быть фактическими (имеющими рыночную оценку) и расчетными (получающими оценку на основе условных расчетов). К фактическим операциям относятся операции, связанные с реализацией товаров и услуг, финансовые операции — операции по распределению. К расчетным операциям принадлежат натуральные выдачи рабочим и служащим, потребление продукции собственного производства, услуги убыточных финансовых органов, условная жилая рента.
Группировка экономики по секторам
Совершенно новой для отечественной статистической практики группировкой является группировка видов деятельности по секторам.
В СНС термин «сектор» означает совокупность сторон (субъектов), принимающих аналогичные решения в связи с основной деятельностью и определенными экономическими результатами.
Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.
Единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.
Если какая-то единица не обладает всеми характеристиками институционной единицы, то исходят из следующих принципов:
а) домашние хозяйства считаются институционными (они не
ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами);
б) единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к
тем институционным единицам, куда их счета входят составной
частью;
в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным
единицам, которые их контролируют.
По принятой в Российской Федерации концепции национального счетоводства в соответствии с типами экономического поведения институционные единицы объединяются в следующие наиболее укрупненные структуры — сектора:
• предприятия по производству товаров и услуг, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);
• финансовые учреждения;
• органы государственного управления;
• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
• домашние хозяйства;
• внешнеэкономические связи («остальной мир»).
Сектор «нефинансовые предприятия» охватывает институционные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.
К данному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т. п.). В этот сектор включаются предприятия независимо от формы собственности: государственные, акционерные, арендные, совместные кооперативные и частные. Включаются общественные (некоммерческие) организации, создаваемые различными группами производителей, которые финансируют свои издержки за счет взносов предприятий (например, различные ассоциации предпринимателей и т. д.).
Сектор «финансовые учреждения» состоит из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг), вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институционных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных работников доходами после их выхода на пенсию.
Финансовые посредники (банки) берут обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институционным единицам.
Финансовые посредники посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты; другие делают это, выпуская векселя, облигации или другие ценные бумаги. Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности, например, осуществляют обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупки недвижимости и т. д.
Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех категориях деятельности: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следующие институционные единицы: кредитные корпорации, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств; выпуск ценных бумаг; хранение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др. Ресурсы этих единиц формируются в основном из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.), и полученных процентов.
Страховые учреждения охватывают институционные единицы, занимающиеся страхованием жизни от несчастных случаев, а также страхованием имущества предприятий и домашних хозяйств. Их ресурсы образуются в основном за счет поступлений платежей по контрактам страхования.
Сектор «органы государственного управления» включает институционные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К сектору относятся государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения. Кроме того, в этот сектор включаются фонды (организации) социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.
Сектор «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» охватывает институционные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг для особых групп домашних хозяйств. Он включает общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т- Д-), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т. д.).
В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресурсы складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и их дохода от собственности.
Сектор «домашние хозяйства» охватывает индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства — резиденты данной страны независимо от их размещения и формы, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса.
Сектор «остальной мир» (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.
Конечным результатом функционирования экономики любой страны является производство материальных благ (продуктов) и оказание материальных и нематериальных услуг.
Для учета результатов труда в сфере производства материальных благ и в сфере производства услуг используются следующие понятия.
Продукты — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).
Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.
Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такая деятельность не может выполняться другими. В соответствии с этим занятие спортом и удовлетворение физиологических потребностей не включаются в состав производства.
Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.
Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются в СНС как товары.
Товары составляют большую часть ресурсов продуктов и услуг и в основном производятся отраслями сферы производства материальных благ. Некоторое количество товаров может производиться органами государственного управления и частными некоммерческими организациями.
Услуги как результаты экономической деятельности имеют свою специфику. Они не существуют как отдельные экономические объекты, на которые могут быть распространены права собственности и которые могут быть проданы отдельно от их производства; услуги не проходят процесс обращения, не накапливаются как продукты; их производство совпадает со временем потребления. Это касается в первую очередь нематериальных услуг.
В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные:
• рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки, и приносят прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару. Итак, рыночные услуги — те, которые являются объектом купли и продажи и которые произведены единицами, издержки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации услуг;
• нерыночные услуги оказываются бесплатно или по ценам, не покрывающим затраты, связанные с их производством. Как правило, нерыночными являются социально ориентированные услуги, дотируемые из бюджета или оказываемые общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.
Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению и предоставляемые бесплатно или по экономически не значимым ценам.
В рыночной экономике практически все виды услуг могут оказываться за плату, бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), а также услуги некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (церковь, благотворительные учреждения), которые всегда оказываются бесплатно.
Деление услуг на платные и бесплатные вызывает необходимость определения четкой границы между ними. В соответствии с методологией СНС платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой ценой считается такая цена, которая покрывает не менее 50% издержек на оказание данной услуги.
Вопросы для самопроверки
1. Содержание понятий «внутренняя и национальная экономика»; охарактеризуйте их связь и различия.
2. Границы производственной (экономической) деятельности в СНС.
3. Характеристика легальной, скрытой и незаконной деятельности.
4. Понятия рыночной и нерыночной деятельности в СНС.
5. Основные группировки и классификации показателей, применяемые при построении СНС в России.
6. Характеристика экономических операций, отражаемых в СНС.
7. Группировка экономических единиц (агентов) по секторам, применяемая в СНС.
8. Система показателей результатов экономической деятельности в СНС.