Методика расчетов
Перекрестная эластичность предложения
Перекрестная эластичность предложения - реакция предложения товара А на изменение цены товара Б.
Коэффициент перекрестной эластичности - показывает на сколь процентов изменится объем предложения товара А при изменении цены товара Б на один процент.
1. Через относительные показатели:
Изменение объема предложения товара А в процентах
ЕS = -----------------------------------------------------------------------,
Изменение цены товара Б в процентах
2. Через абсолютные показатели:
Q2А – Q1А Р1Б + Р2Б
ЕS = ----------- х -------------; где
Р2Б – Р1Б Q1А + Q2А
Q1А,Q2А - первоначальный и последующий объем предложения товара А,
Р1Б, Р2Б - первоначальная и последующая цена товара Б.
Трактовка коэффициента эластичности и типы товаров. Различают три типа товаров в зависимости от перекрестной эластичности предложения:
А) Взаимозаменяемые, ЕS < 0: повышение цен на товар – заменитель вызывает сокращение объема предложения рассматриваемого товара.
Б) Взаимодополняющие, ЕS > 0: повышение цены на дополняющий товар ведет к увеличению объема предложения рассматриваемого товара.
|
|
В) Независимые, ЕS = 0.
Области применения теории эластичности:
На микроуровне:
1. Анализ реакции потребителя на изменение цен.
2. Подготовка производства к изменению спроса.
3. Определение ценовой политики фирмы.
4. Принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы.
На макроуровне:
5. Разработка структуры налогообложения.
6. Проведение различных операций на внешнем рынке.
7. Выработка мероприятий государственного регулирования экономики.
Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения, проследим последствия этой зависимости.
Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса (рис.1). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором - абсолютно неэластичен.
В случае абсолютно эластичного спроса (рис. 1 а) при введении налогаравновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Схожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.
Эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т. е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.
|
|
В силу равенства старой и новой цен в изображенном на рис. 1 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За Q1 единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.
В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.