double arrow

Тема 2. Занятие 1. Догосударственное общество


План:

  1. Первобытнообщинный строй и родоплеменная организация общества.
  2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строй.

Литература:

1. Протасов, В.Н. Теория права и государства: пособие для сдачи экзамена / В. Н.Протасов. – М. : Юрайт-Издат, 2006. – 218 с.

2. Рассолов, М. М. Теория государства и права : курс лекций / М. М. Рассолов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2007. – Ч. 1. – 316 с.

3. Теория государства и права : учебник для юрид. вузов / под ред. М. М. Рассолова. – М. : ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Дополнительная литература

1. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. - 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для юридических вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2007. - 832 c.

3. Протасов, В. Н. Что и как регулирует право : учеб. пособие / В. Н. Протасов. – М. : Юристъ, 1995. – 96 с.

4. Рассолов, М. М. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2007. – 431 с.

5. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юриста (по итогам социологического исследования) : науч.-практ. пособие / Н. Я. Соколов. – М. : ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. – 60 с.




  1. Первобытнообщинный строй и родоплеменная организация общества

Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права. В курсе общей теории государства и права дается лишь обобщенная картина главных закономерностей происхождения государства и права.

К числе таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества.

По новейшим данным антропологии, только история современного «кроманьонского» человека насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад.

Ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родственными связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные «семьи», но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община,т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.



Прежние «дородовые» объединения не были устойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровно-родственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между членами разных родов) явилось поэтому одной из важнейших закономерных форм эволюции человечества.

Важнейшее значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита хозяйство было добывающим. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.



Возникший кровно-родственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный доход, нежели не всегда удачная охота мужчин. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян).

Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и в период становления раннефеодальных государств, а также в период развития раннеклассовых государств Месоамерики (Центральной Америки) в первом тысячелетии н.э.

Таким образом, род представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.







Сейчас читают про: