Факторы формирования и развития механизмов многостороннего регулирования МЭО

ТЕМА 17. Международные экономические организации

Существенное расширение масштабов международного экономического сотрудничества, наблюдаемое в последние 50—60 лет, предопределило масштабное увеличение числа возникающих в сфере экономики проблем. Поиск их решения на основе двусторонних договоренностей постепенно замещался многосторонними переговорами. Для облегчения процесса согласования позиций заинтересованных сторон и контроля за соблюдением заключенных многосторонних соглашений и договоров потребовалось создание выполняющих эти функции институтов. Исторически сложилось, что эти институты стали называться международными организациями.

Их число не поддается точному подсчету: чаще всего называются 4—5 тыс. Практически каждая из развитых стран мира участвует на регулярной основе в работе более 100 международных организаций.

Большинство из ныне действующих международных организаций появилось после Второй мировой войны, хотя некоторые существовали и ранее. В частности, Международная электротехниче­ская комиссия была создана в 1906 г., Международная организация труда — в 1919 г., Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) в 1926 г., Банк международных расчетов — в 1930 г., Международный совет по зерну — 1933 г., Международный консультативный комитет по хлопку — 1939 г.

В целом, сравнивая до- и послевоенный периоды развития мировой экономики с точки зрения создания международных организаций, можно выделить одну существенную особенность: до Второй мировой войны универсальное многостороннее регулирование международных экономических отношений не имело серьезного распространения; было лишь незначительное число многосторонних кон­венций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций (в первую очередь — Лиги наций) даже не были разработаны вопросы компетенции организаций в сфере экономики.

Возникновение и развитие механизмов многостороннего регулирования МЭО происходило и происходит под воздействием целого ряда объективных факторов и процессов, присущих современной экономике и международному экономическому обмену.

Факторы общего (глобального) характера:.

1). Дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интернационализации мировой экономики и международных хозяйственных связей. Эти процессы развиваются на почве интенсивного роста, усложнения и диверсификации производительных сил и производственных комплексов, которые во все возрастающей степени перерастают узкие рамки национальных границ и вступают в тесное взаимодействие между собой как на региональном, так и на широком международном уровне. Естественно, что подобное развитие не только делает желательным, но и предполагает создание механизмов, обеспечивающих эффективное интернациональное ре­гулирование производственно-технического и торгово-экономического взаимодействия и обмена.

2). Дальнейшее развитие научно-технической революции, все более тесное вовлечение в ее орбиту новых стран и регионов, удорожание практического освоения и «коммерциализации» научных достижений и результатов требуют не только объединения усилий и ресурсов заинтересованных государств и фирм, но и создания эффективных механизмов многостороннего взаимодействия и сотруд­ничества в данной области.

3). Появление глобальных проблем, стоящих перед человечеством и имеющих существенное торгово-экономическое измерение, требует для их хотя бы частичного разрешения совместных и хорошо скоординированных усилий государств, международных и региональных организаций и, следовательно, разработки и приведения в действие механизмов многостороннего сотрудничества и обмена. В числе таких проблем можно назвать экологическую, продовольственную, проблему борьбы с бедностью и нищетой, энергетическую, демографическую, проблему рационального использования природных ресурсов и некоторые другие. Не будучи глобальными по своему характеру, но важными в региональном и межрегиональном отноше­нии проблемами являются проблемы передачи и широкого распро­странения в мире передовой технологии, проблема задолженности и др.

4). Процессы либерализации международных экономических отношений, прежде всего международной торговли товарами и услугами. Несмотря на сохраняющиеся, порой весьма жесткие, элементы протекционизма в торгово-политической практике различных стран, включая США, а также ряд других промышленно развитых государств, доминирующим вектором эволюции современной торгово-экономической политики является развитие тенденции к либерализации торговли и других форм МЭО.

Что касается группы конкретных факторов, лежащих в основе создания системы многостороннего регулирования МЭО, то это, такие факторы и процессы, как региональная экономическаяинтеграция.

Актуальность дальнейшего развития системы многостороннего регулирования МЭО обусловливается также появлением новых (или относительно новых) и быстро расширяющихся сфер международного экономического взаимодействия, требующих объединения усилий государств, их более четкой координации и регулирования. К таким сферам относятся торговля услугами (особенно их но­выми видами), сотрудничество в области информационных технологий, электронная торговля, взаимодействие в области исследования и освоения космоса, мирного использования ядерной энергии, освоения ресурсов мирового океана и т. д.

Понятие международных экономических организаций и принципы их классификации

Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества другие организации.

Международные правительственные экономические организации международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).

Международная неправительственная организация любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Эти организации не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.

Виды организаций:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система Организации Объеди­ненных Наций, включающая Организацию Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации — Meждународную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (MAP), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и фи­нансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. Чаще всего выступают в форме товарных организаций (сообщений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Это Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международное соглашение по олову, Международные соглашения по какао, Международные соглашения по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ).

Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и, наоборот: на базе международного соглашения.

4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объедиениями типа «восмерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Россия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Их решения часто определяют политику МВФ, МБРР и др. международных организаций. Сюда также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: