Античный период
Понятие К. Историко-философские традиции в исследовании К
Эпохи:
3000 лет до н.э. (Ахейская) – 9 в. До н.э.
ГРЕКИ:
Пандея – говоря об изменении человека в сущности
Калокагатия – совершенство души и тела
Катарсис – очищение
РИМ:
Впервые термин К появляется в древнем риме и в переводе обозначает возделывание, обработка.
Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку – возделывание человеческой души ( воспитанность, образованность)
2. Средневековье 5-15 век
Термин К рассматривается как производное понятие слова культ (обожествление, почитание). К носила религиозный характер.
3. Возрождение (Ренессанс) 15-сер17 в
Возрождается античное понимание К в трактовке Цицерона. К стала носить светский характер (светская сис-ма образов., искусства, появляется этикет). В этот период происходит становление индивидуализма, появляются личности универсально-одаренные.
4. Новое время сер17-нач20 в
Появляются различные трактовки понятия К. Впервые в кач-ве самостоятельного понятия термин К был использован немецким правоведом 17в Пуфендорфом, использовал как синоним общественного гражданского состояния.
Концептуальные основы культурологии были разработаны немецкими философами кон18 – нач19 веков, И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель., Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности
Гердер: К-второй генезис человека
Кант: К связывал с моралью «только две вещи достойны удивления и благоговения, это звездное небо над нами и моральный з-н в нас»
Гегель, автор теории «абсолютного духа».
Параллельно с позитивной оценкой К формируется и негативный взгляд на К, где К рассматривалась как средство порабощения, закабаления человека (Ж-Ж. Русо; Ф. Ницше; З. Фрейд)
На сегодняшний день выделяется больше 500 определений К. Для того чтобы их систематизировать были разработаны различные подходы (критерии) к определению К:
1. Деятельностный (праксеологический)
К- способ жизнедеятельности человека, освоение им как внешнего так и внутреннего мира.
2. Личностный
К- способность понять иное и выразить себя
3. Ценностный (аксиологический)
К – совокупность установок и ценностей принятых в данном обществе
К- воплощение идеальной модели во что-то сущее, реальное.
4. Семиотический (знаковый, языковой)
К- совокупность различных естественных языков (рус.яз., инглиш), искусственных (морзе, азбука глухонемых), вторичных.
5. Регулятивный
К- совокупность соц. Институтов (Обычаи, традиции, з-ны), регулирующих поведение (взаимоотношения) людей в обществе.
6. Психо-аналитический
К-воплощение животных инстинктов в человеческие желания
7. Технологический
К – способ производства и воспроизводств а общественной жизни
8. Этнографический
К – взаимодействие этноса с природной средой (Л.Н. Гумелев)
…
Не смотря на множество определений и подходов к К это явление проявляется в 3 основных сферах:
1. Материальная
2. Духовная
3. Социальная
Одно из наиболее полных определений К было дано русским мыслителем Л.Ф. Лосевым. К - предельная общность всех слоев исторического процесса.