Современные трактовки понятия К. Основные подходы к определению К

Античный период

Понятие К. Историко-философские традиции в исследовании К

Эпохи:

3000 лет до н.э. (Ахейская) – 9 в. До н.э.

ГРЕКИ:

Пандея – говоря об изменении человека в сущности

Калокагатия – совершенство души и тела

Катарсис – очищение

РИМ:

Впервые термин К появляется в древнем риме и в переводе обозначает возделывание, обработка.

Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку – возделывание человеческой души ( воспитанность, образованность)

2. Средневековье 5-15 век

Термин К рассматривается как производное понятие слова культ (обожествление, почитание). К носила религиозный характер.

3. Возрождение (Ренессанс) 15-сер17 в

Возрождается античное понимание К в трактовке Цицерона. К стала носить светский характер (светская сис-ма образов., искусства, появляется этикет). В этот период происходит становление индивидуализма, появляются личности универсально-одаренные.

4. Новое время сер17-нач20 в

Появляются различные трактовки понятия К. Впервые в кач-ве самостоятельного понятия термин К был использован немецким правоведом 17в Пуфендорфом, использовал как синоним общественного гражданского состояния.

Концептуальные основы культурологии были разработаны немецкими философами кон18 – нач19 веков, И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель., Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности

Гердер: К-второй генезис человека

Кант: К связывал с моралью «только две вещи достойны удивления и благоговения, это звездное небо над нами и моральный з-н в нас»

Гегель, автор теории «абсолютного духа».

Параллельно с позитивной оценкой К формируется и негативный взгляд на К, где К рассматривалась как средство порабощения, закабаления человека (Ж-Ж. Русо; Ф. Ницше; З. Фрейд)

На сегодняшний день выделяется больше 500 определений К. Для того чтобы их систематизировать были разработаны различные подходы (критерии) к определению К:

1. Деятельностный (праксеологический)

К- способ жизнедеятельности человека, освоение им как внешнего так и внутреннего мира.

2. Личностный

К- способность понять иное и выразить себя

3. Ценностный (аксиологический)

К – совокупность установок и ценностей принятых в данном обществе

К- воплощение идеальной модели во что-то сущее, реальное.

4. Семиотический (знаковый, языковой)

К- совокупность различных естественных языков (рус.яз., инглиш), искусственных (морзе, азбука глухонемых), вторичных.

5. Регулятивный

К- совокупность соц. Институтов (Обычаи, традиции, з-ны), регулирующих поведение (взаимоотношения) людей в обществе.

6. Психо-аналитический

К-воплощение животных инстинктов в человеческие желания

7. Технологический

К – способ производства и воспроизводств а общественной жизни

8. Этнографический

К – взаимодействие этноса с природной средой (Л.Н. Гумелев)

Не смотря на множество определений и подходов к К это явление проявляется в 3 основных сферах:

1. Материальная

2. Духовная

3. Социальная

Одно из наиболее полных определений К было дано русским мыслителем Л.Ф. Лосевым. К - предельная общность всех слоев исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: