Данилевский

Культурно-историческая(цивилизационная, циклическая) концепция К. (Н.Данилевский, О.Шпинглер, А.Тойнби)

ГЕГЕЛЬ

Всемирно-историческая (линейная) концепция К (Г.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс, К. Ясперс)

Концепция Ницше

Работа «Рождение трагедии из духа музыки»

В К он выделяет 2 начала опираясь на образы Богов античной мифологии:

1. Апполонистическое, кт свойственны следующие черты: порядок, чувство меры, оптимистическое мироощущение, личностное начало…

2. Дионистическое, кт свойственны противоположные черты.

В К преобладает либо 1 либо 2 начало.

Данная концепция исходит из следующих положений:

1. История человечества как и история К развивается по определенным з-нам и эти з-ны познаваемы.

2. Всемирная история человечества (К) представляет собой единую линейную модель перехода от низшей ступени к высшей, но критерии перехода различны

Впервые эта концепция была сформулирована в трудах Гегеля, одна из работ называется: «Феноменология духа»: Человек существо духовное, сущностью духа выступает стремление человека к свободе. Он выделяет 3 типа К в зависимости от степени осознания человеком свободы:

1. Восточный (Деспотия) – первый шаг к свободе для всех, через свободу для единого

2. Античный (рабовладельческая демократия)

3. Христианско-германский – как образец европейского типа К

Формационная концепция МАРКСА и ЭНГЕЛЬСА

Основой К является труд. Хар-ер труда и способ распределения материальных благ определяет тип формации. Всемирная ист человечества представляет собой последовательную смену формаций от низшей ступени к высшей

Формации:

1. Первобытнообщинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая

Плюсы и минусы модели:

+ Впервые была сделана попытка понять механизмы общественного развития

- Схематизм, упрощенность, европоцентрический хар-ер.

Модель КАРЛА ЯСПЕРСА

Работа: «Смысл и назначение ист»

Впервые вводит в научный оборот понятие до осевое и осевое время. В ист человечества он выделяет 4 великие эпохи:

1. Прометеевская – эпоха формирования основ человеческого бытия (40000 лет до н.э)

2. Эпоха древних цивилизаций (Египетская, шумерская, Эгейская, примерно 4000до нэ), К носила замкнутый локальный характер.

3. Эпоха осевого времени – время формирования общемировых культурных традиций мировой К (7в до нэ). В это время жили: Индия – Сидхарта Гаутанаосновоположник Буддизма (первой мировой религии); Китай – Конфуций – основоположник религиозно-филосовского учения Конфуцианство (этически-моральные нормы). Лау-Дзы – основоположник Даосизма.

4. Эпоха НТР

Данная концепция исходит из след положений:

1. Отрицается эгея, эгипова всемирно-исторического развития

2. За основу изучения были взяты отдельные самостоятельные цивилизации

3. Каждая цивилизация рассматривалась как живой организм кт проходит в своем развитии все стадии

Основоположники теории культурно-ист типов является Николай Данилевский. В своей работе «Россия и Европа» 1869г. Он выделяет 11 (10+1) культурно-ист типов:

1. Древнеегипетский

2. Греческий

3. Римский

4. Индийский

5. Китайский

6. Западный

11. Славянский

Россия является частью славянского типа. Данилевский является идеологом панславизма – течения провозглашавшего единство славянских народов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: