Культурно-историческая(цивилизационная, циклическая) концепция К. (Н.Данилевский, О.Шпинглер, А.Тойнби)
ГЕГЕЛЬ
Всемирно-историческая (линейная) концепция К (Г.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс, К. Ясперс)
Концепция Ницше
Работа «Рождение трагедии из духа музыки»
В К он выделяет 2 начала опираясь на образы Богов античной мифологии:
1. Апполонистическое, кт свойственны следующие черты: порядок, чувство меры, оптимистическое мироощущение, личностное начало…
2. Дионистическое, кт свойственны противоположные черты.
В К преобладает либо 1 либо 2 начало.
Данная концепция исходит из следующих положений:
1. История человечества как и история К развивается по определенным з-нам и эти з-ны познаваемы.
2. Всемирная история человечества (К) представляет собой единую линейную модель перехода от низшей ступени к высшей, но критерии перехода различны
…
Впервые эта концепция была сформулирована в трудах Гегеля, одна из работ называется: «Феноменология духа»: Человек существо духовное, сущностью духа выступает стремление человека к свободе. Он выделяет 3 типа К в зависимости от степени осознания человеком свободы:
|
|
1. Восточный (Деспотия) – первый шаг к свободе для всех, через свободу для единого
2. Античный (рабовладельческая демократия)
3. Христианско-германский – как образец европейского типа К
Формационная концепция МАРКСА и ЭНГЕЛЬСА
Основой К является труд. Хар-ер труда и способ распределения материальных благ определяет тип формации. Всемирная ист человечества представляет собой последовательную смену формаций от низшей ступени к высшей
Формации:
1. Первобытнообщинная
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая
5. Коммунистическая
Плюсы и минусы модели:
+ Впервые была сделана попытка понять механизмы общественного развития
- Схематизм, упрощенность, европоцентрический хар-ер.
Модель КАРЛА ЯСПЕРСА
Работа: «Смысл и назначение ист»
Впервые вводит в научный оборот понятие до осевое и осевое время. В ист человечества он выделяет 4 великие эпохи:
1. Прометеевская – эпоха формирования основ человеческого бытия (40000 лет до н.э)
2. Эпоха древних цивилизаций (Египетская, шумерская, Эгейская, примерно 4000до нэ), К носила замкнутый локальный характер.
3. Эпоха осевого времени – время формирования общемировых культурных традиций мировой К (7в до нэ). В это время жили: Индия – Сидхарта Гаутана – основоположник Буддизма (первой мировой религии); Китай – Конфуций – основоположник религиозно-филосовского учения Конфуцианство (этически-моральные нормы). Лау-Дзы – основоположник Даосизма.
|
|
4. Эпоха НТР
Данная концепция исходит из след положений:
1. Отрицается эгея, эгипова всемирно-исторического развития
2. За основу изучения были взяты отдельные самостоятельные цивилизации
3. Каждая цивилизация рассматривалась как живой организм кт проходит в своем развитии все стадии
Основоположники теории культурно-ист типов является Николай Данилевский. В своей работе «Россия и Европа» 1869г. Он выделяет 11 (10+1) культурно-ист типов:
1. Древнеегипетский
2. Греческий
3. Римский
4. Индийский
5. Китайский
6. Западный
…
11. Славянский
Россия является частью славянского типа. Данилевский является идеологом панславизма – течения провозглашавшего единство славянских народов