Пример
Обратимся к нашему примеру (лекции 4, 5), используя ме тод ELECTRE I. Предположим, что в задаче выбора места для строительства аэропорта заданы альтернативы: А ($180 млн, 70 мин., 10 тыс.); С ($160 млн, 55 мин., 20 тыс.); В ($170 млн, 40 мин., 15 тыс.); D ($150 млн, 50 мин., 25 тыс.). Пусть веса критериев следующие: w 1 = 3; w 2 = 2; w 3 = 1. Сохраним те же длины шкал: L 1 = 100; L 2 = 50; L 3 = 45.
Матрица индексов согласия приведена как табл. 6.1, а матрица индексов несогласия - как табл. 6.2.
Таблица 6.1 Индексы согласия для примера
Альтернатива | А | В | с | D |
А | * | 1/6 | 1/6 | 1/6 |
В | 5/6 | * | 3/6 | 3/6 |
С | 5/6 | 3/6 | * | 1/6 |
D | 5/6 | 3/6 | 5/6 | * |
Таблица 6.2 Индексы несогласия для примера
Альтернатива | А | В | С | D |
А | * | 0,6 | 0,3 | 0,4 |
В | 0,11 | * | 0,1 | 0,2 |
С | 0,22 | 0,3 | * | 0,1 |
D | 0,33 | 0,22 | 0,11 | * |
Зададим первые уровни согласия и несогласия: a 1 = 5/6 и g 1 = 0,11. Отношения между альтернативами представлены на рис. 6.1.
В первое ядро входят альтернативы В и D, исключаются альтернативы А и С, что легко устанавливается с помощью таблиц 6.1 и 6.2. Альтернативы В и D, входящие в ядро, не сравнимы при введенных уровнях a 1 и g 1 согласия и несогласия. Их оценки про тиворечивы: альтернатива С превосходит альтернативу В по первому критерию, но существенно уступает по двум другим критериям. Изменим уровни согласия и несогласия: a 2 = 0,5; g 2 = 0,2. Легко убе диться, что при введенных уровнях альтернатива D оказывается наилучшей. Она превосходит остальные три альтернативы.
Применим метод ELECTRE III для решения той же задачи. Функции р и q зададим в следующем виде: p = l 1 x j, q = l 2 x j, где l 1, l 2 - постоянные. Значения постоянных для трех критериев С 1, С 2 С 3 приведены в табл. 6.3.
Отметим, что мы не используем уровней вето.
Таблица 6.3 Значения постоянных величин
Критерий | L 1 | L 2 |
C 1 | 0,1 | 0,06 |
С 2 | 0,15 | 0,15 |
С 3 | 0,2 | 0,2 |
Матрица индексов согласия приведена как табл. 6.4.
Таблица 6.4 Матрица индексов согласия
Альтернатива | А | В | С | D |
А | * | 0,67 | 0,17 | 0,17 |
В | 0,83 | * | 0,97 | 0,5 |
С | 0,83 | 0,5 | * | 0,91 |
D | 0,83 | 0,5 | * |
Различие между матрицами, представленными табл. 6.1 и 6.4, связано с использованием иного способа подсчета индекса согласия.
Результаты ранжирования альтернатив сверху вниз приве дены на рис. 6.2,а и снизу вверх - на рис. 6.2,б. Результи рующие ранги альтернатив представлены в табл 6.5.
Таблица 6.5 Результирующие ранги альтернатив
Альтернатива | В | D | А | С |
Ранг |
Практическая задача состояла в выборе системы перера ботки отходов в одном из районов на севере Финляндии [4]. В районе Улу имеется 17 муниципалитетов и проживает около 185 тыс. человек. Было необходимо выбрать систему для переработки 80 тыс. тонн твердых отходов на период до 2010 г. Рассматривались три основных способа переработки отходов: вывоз на мусорные поля, сжигание и переработка в компост. Кроме того, в качестве вариантов предлагалось создание 17 предприятий по переработке в каждом из муниципалитетов, одно централизованное предприятие и промежуточные вариан ты. Всего рассматривалось 22 альтернативы.
В выборе принимали участие представители всех муниципалитетов — группа из 113 человек. По согласованию с членами группы было выбрано восемь критериев оценки альтернатив:
• стоимость переработки тонны отходов;
• техническая надежность;
• общее воздействие на окружающую среду;
• воздействие на здоровье жителей региона;
• кислотные выбросы;
• выбросы загрязненной воды;
• число рабочих, занятых на предприятиях;
• количество переработанных отходов.
Для консультантов из Финляндии привлекательной осо бенностью метода ELECTRE III была возможность коллектив ного определения весов критериев. Каждый член группы из 113 человек заполнял вопросник, в котором требовалось назна чить вес от одного до семи баллов, каждому из критериев. Ответы усреднялись, и средние значения использовались при вы боре. Разброс весов был основой для анализа чувствительности.
В итоге была выбрана альтернатива, предусматривающая четыре поля орошения, четыре предприятия по выпуску ком поста и одно предприятие по сжиганию мусора.