Физическая культура в Древнем Риме

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него преданности Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.

Внимание воинским упражнениям было столько велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.

О воспитании женщин государство не заботилось. Для них были частные школы, где учились артистической маршировке и играм с мячом. Выпускниц школ полководцы приглашали для участия в триумфальных шествиях легионеров, возвращавшихся из походов. Женщины различных сословий и национальностей имели право, как и мужчины, участвовать в состязательных играх и зрелищах римлян.

После завоеваний римлянами обширных заморских территорий число обязательных учебных походов для юных легионеров сократилось. После перестройки вооруженных сил Рима в 107 г. до н.э. полководцем Гаем Марием их численность увеличилась. Армия стала более профессиональной, и основная масса римлян освободилась от военных обязанностей. Это привело к увлечению, особенно среди молодежи, различными цирковыми зрелищами в целях достижения популярности, богатства.

Римляне в качестве зрелища устраивали погребальныеигры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Б. Перы (264 г. до н.э.), погибшего в бою с карфагенянами. В дальнейшем устраивались более масштабные сражения гладиаторов, и они были объявлены частью цирковых зрелищ. Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Их учили гладиаторскому искусству в особых школах. На территории современной Италии было четыре таких учебных заведения.

В 74 г. до н.э. в одной из школ-тюрем гладиаторов в г. Капуе началось восстание, которое возглавил фракиец Спартак. Под его руководством рабы-гладиаторы использовали хорошую физическую подготовку и умение владеть оружием для борьбы за освобождение угнетенных. В 71 г. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами. С 20-х годов XX в. в ряде стран, в том числе и в России, команды, спортивные клубы и общества называют «Спартак».

Под влиянием общественного мнения и давления высших органов христианской религии в 403 г. римским императором был обнародован эдикт о прекращении подобных зрелищ.

У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом. Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового методы обучения. Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима Клавдий Гален одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух.

Выводы:

1. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием т.н. свободных граждан, рабовладельцев.

2. Развитие ФК достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. ФВ в основном носило военно-прикладной характер.

3. Наивысшего уровня развития ФВ достигло в Древней Греции, т.к. здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

4. В Древнем мире ФВ становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации ФВ, появляются элементы его научной обоснованности.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем физического воспитания.

2. Олимпийские игры Древней Греции: причины возникновения, характеристика и значение для современного олимпийского движения.

3. Дать характеристику ФК Древнего Рима, назвать ее отличия от древнегреческой.


Лекция 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: