Гимнастическое направление ФВ

Период с конца XVIII до начала XX в. Характерен тем, что физическое воспитание развивалось по двум основным направлениям – гимнастическому и спортивно-игровому. Но в указанный период средства физического воспитания (гимнастика, спорт, игры) еще не определили четких границ между собой, они сильно взаимопроникали друг в друга, и этот процесс продолжался вплоть до п.п. ХХ в.

На Европейском континенте школьное физическое воспитание в XVIII – середине XIX в. развивалось преимущественно на основе гимнастики. Этому способствовало ряд обстоятельств:

1. Развивающаяся промышленность остро поставила вопрос о необходимости обучения детей трудовым движениям. Было установлено, что существует ряд главных форм движений, на которых основаны трудовые операции.

2. В тактике военных действий стало уделяться внимание сомкнутому строю, залповому огню, совместным действиям, механическому исполнению команд.

3. Национальные устремления к единству и независимости итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгар.

4. Все большее число государственных деятелей, врачей и педагогов признавало важность организованных форм ФВ и включения его в число обязательных учебных предметов для более успешного решения задач подготовки молодежи к жизни.

Наиболее крупными национально-гимнастическими системами, созданными в начале Нового времени были немецкое, шведское, чешское и французское направления.

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение. Оформилось в н. XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей степени организатором и идейным руководителем, а Айзелен – практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с армией Наполеона. С с. XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного ФВ. Она получила применение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1810 г. был создан первый кружок любителей гимнастики. А в 1811 г. под Берлином была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами – турниками (перекладиной), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазания и др. Число занимающихся на площадке достигало 500 человек. Затем подобные площадки стали создаваться по всей Пруссии. Возглавил турнерское движение Фридрих Людвиг Ян (1778-1852). Он пришел к выводу, что ударную мощь частей, действующих совместно и двигающихся по команде, можно значительно повысить за счет квалифицировано составленных упражнений в построении, марше и занятий со снарядами. В соответствии с этим, он со своими сотрудниками опробовал гимнастическую систему, которая не только повышала закалку и координацию в движениях отдельных воинов, но и давала способность даже крупным частям ритмично выполнять приказы, отдаваемые с помощью различных сигналов. В 1819 г. правительство запретило турнерские организации, т.к. некоторые турнеры выступили за воссоединение Германии, против феодальной реакции. Запрет на гимнастику продлился с 1820 по 1842 гг.

В 40-х гг. XIX в. турнерская гимнастика (на снарядах) вводится как предмет в учебных заведениях Германии. Ян и его сторонники разработали технику многих гимнастических упражнений на снарядах (перекладине, параллельных брусьях и др.).

Система упражнений немецкой гимнастики включала в себя общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, прыжки, бег, игры, упражнения на равновесие, строевые упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, лазания и висы и др.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие – развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Закончил разработку немецкой гимнастики Адольф Шписс (1810-1858). Он построил схему урока гимнастики и методику его проведения, приспособил немецкую гимнастику для школы.

Отличительной чертой немецкой гимнастики было то, что в ней не признавалась чистота выполнения упражнения.

Основателем шведского гимнастического направления является П.Х. Линг (1776-1839). На основе знаний анатомии и физиологии он классифицировал ФУ. Он разделял гимнастику на 4 вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Но практически создал лишь военную гимнастику. Мировую известность со временем получила лечебная гимнастика, которой посвятила себя дочь П. Линга – Хильдур.

Педагогическую гимнастику разработал Ялмар Линг (сын П. Линга). В 40-е гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды – гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др. Я. Линг предложил ряд методических рекомендаций при обучении бегу на лыжах и коньках, езде на лошадях и лодках. Подвижные игры и ручной труд проводились в целях отвлечения занимающихся после напряжений на гимнастических снарядах.

Создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать отдельные части тела человека. В соответствии с этим все упражнения ими делались на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д. Структура урока была сложной и состояла из 12-18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

В процессе урока, особенно перед началом двигательного действия большое значение придавалось исходным положениям. Движения рекомендовалось выполнять быстро, по прямым линиям и углам, с остановками – паузами после каждого двигательного действия при строгой симметрии движений рук и ног. Шведская гимнастика была доступной, безопасной, в ней легко дозировалась физическая нагрузка. ФВ в шведской школе проводилось и среди девочек.

В Швеции того времени была организована система подготовки преподавателей с высшим образованием по гимнастике. П. Линг возглавлял Центральный гимнастический институт и работал в нем до конца жизни. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала, по которому начали строить первые спортивные залы.

Шведская гимнастика органично дополняла немецкую. В практике ФВ эти две системы постепенно сливались.

В с. XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система ФВ, получившая название «Сокол» - символ свободы, мужества, независимости. Ее основателем был известный деятель культуры Чехии Мирослав Тырш (1832-1884). Он стремился к сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, т.к. Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики.

В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации ФУ на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы:

1. Упражнения без снарядов (ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы);

2. Снарядовые упражнения (прыжки простые в длину, прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, коне в длину и в ширину, с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах, на ходулях, лестнице, гимнастической стенке, канатах, шестах, скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде).

Упражнения со снарядами (отягощениями – палками, гантелями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, мотыгами, кирками, косами, луками, лестницами, бревном).

Упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча).

Упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

3. Групповые упражнения (пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры).

4. Боевые упражнения (фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением).

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастиках, а на красоту выполнения движений. Гимнастические упражнения стали соединять в комбинации, начали использовать музыкальное сопровождение, красивые костюмы, различное внешнее оформление. Урок делился на три части: подготовительную, основную и заключительную (так, как это делается в настоящее время). Методика проведения занятий включала много интересного и нового, особенно при массовых гимнастических выступлениях, в которых участвовало до 15-20 тыс. человек.

Основоположник французской системы ФВ Франциско Аморос (1770-1848), офицер испанской армии. Ему было поручено осуществлять контроль за «регламентом военной гимнастики» в учебных заведениях Министерства обороны Франции и организовать в Париже спортивный центр. Им было написано «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» (1830), которое многократно переиздавалось. Аморос составил схему ФУ военно-прикладного характера, которая имела большое практическое значение для подготовки солдат и офицеров, но не была популярна у народа. Тогда же он создает органы самоуправления занимающихся гимнастикой для оценки их поведения, качества выполнения упражнений. Он ввел специальный физиологический листок, отражавший внешний вид и некоторые данные физической подготовленности в естественных движениях. Аморос разделил гимнастику на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (артистическую, ныне художественную).

В естественной гимнастике Амороса уделялось внимание нравственному воспитанию, изучению зарубежного опыта, особенно военного искусства русской армии. Среди дворян популярны были фехтование на рапирах и шпагах, а в буржуазных кругах – игры и технические виды спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: