Физическая культура в начале Нового времени

Спортивно-игровое направление ФВ.

Гимнастическое направление ФВ.

Физическая культура в начале Нового времени.

Литература:

Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие. – М., 1995.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

Условной границей перехода от средних веков к периоду Нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени – Англии.

Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составляли ФУ, содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки. Физическое воспитание в таких странах как Китай, Индия, Япония, Центральная Америка приостановилось из-за обострившихся внутренних общественных противоречий и вследствие колонизации этих стран.

В разработке теории школьного физического воспитания большая заслуга принадлежит прогрессивным буржуазным мыслителям, боровшимся против феодального засилья, в т.ч. автору теории естественного развития человека Джону Локку (1642-1704).Этот английский философ и педагог среди задач педагогики на первое место ставил задачу ФВ. Целью ФВ (вслед за древним ученым Ювеналом) считал достижение здорового духа в здоровом теле. Он призывал в занятиях спортом учиться разумно сочетать всестороннюю закалку всего организма с приобретением знаний чисто практического характера, т.е. по своей профессии. В соответствии с этим, он придавал большое значение плаванию, фехтованию, верховой езде, гребному и парусному делу. Но выступал против соревнований, верховую езду рассматривал только как средство укрепления здоровья, фехтование – как средство самозащиты, танцы – как средство приобретения благородных манер. Педагогическая система Локка предназначалась для верхушки буржуазного общества. Он считал, что джентльмен должен быть воспитан так, чтобы в любое время стать солдатом. От учителей Локк требовал изучения индивидуальных особенностей воспитанника и умелого управления всем процессом обучения.

Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) выступал за создание закрытых учебных заведений, считая, что детей надо воспитывать вне общества, т.к. общество портит людей. Причем в воспитании нуждаются дети аристократов, а детей из народа воспитывать не надо, т.к. они воспитываются самой жизнью. Свою концепцию воспитания он изложил в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762). Величайшая тайна воспитания, по Руссо, - методически правильная смена телесных и умственных упражнений. Он выделял возрастные периоды развития: ранее детство (до 2 лет), детский возраст (3-12), отроческий период жизни (13-14) и юношеский возраст (с 15 лет до совершеннолетия). Руссо главное внимание уделял закаливанию тела, приобретению двигательных умений и навыков, развитию органов чувств. Он советовал использовать естественную гимнастику, полную свободу движений, игры, купание в холодной воде. Для повышения интереса к занятиям предлагал соревновательный метод. Руссо отмечал, что до 12 лет необходимо особое внимание физическому воспитанию, но у мужчин и женщин разное назначение, поэтому и воспитываться они должны по-разному. Считал, что ФВ женщин должно ограничиваться развитием изящества и грации. К 16 годам дети, по мнению Руссо, подготовлены к жизни и их необходимо возвращать из естественных природных условий в общество, где на религиозной основе воспитывать добрые чувства, суждения и волю.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1825) – швейцарский педагог. Главная его заслуга в области ФВ заключается в разработке им аналитического метода. Он считал, что лучший путь для обучения движениям – овладение элементарными формами движений, из которых складываются более сложные. Вольные упражнения (составленные им) он сгруппировал в зависимости от форм подвижности суставов: упражнения для головы, туловища, ног, рук. Также в зависимости от движений в суставах он все упражнения разделил на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.д.) и сложные (бег, прыжки, плавание, метание, лазание, танцы, игры и т.д.). Гимнастика Песталоцци получила название «суставной».

Развивающийся капитализм привел к расширению колониальных войн и тем самым определил потребность в усилении военной направленности в ФВ. В это время появляется и ряд реакционных взглядов на физическое развитие и воспитание человека. Это, прежде всего, относится к английскому социологу и психологу Г. Спенсеру (1820-1903). Сравнивая борьбу за существование в животном мире с жизнью в человеческом обществе, не находил в них принципиального различия и утверждал, что не только на войне, но и в торговле, на производстве и в жизни многое зависит от физической силы и выносливости. Стремился привить молодежи предприимчивость, практичность. Рекомендовал заниматься спортом и играми для подготовки к войне. Гимнастику же считал бесполезной. То есть проповедовал, по сути, воспитание из человека здорового животного, озабоченного не классовой борьбой, а собственной жизнью, наживой.

С воззрениями, воспевавшими культ физической силы и насилия, вражды к трудящимся выступал реакционный немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). Он проповедовал теорию превосходства расы, воспитания из касты господ «сверхчеловеков». Для создания армии предлагал искусственный отбор здоровых родителей, рациональное физическое развитие женщин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: