Римская комедиография известна в основном именами Плавта и Теренция.
ПЛАВТ (254 – 184 г.г. до н.э.)
Предание гласит, что в молодости он был актером ателланы (на это указывает его имя Тит Макций – Макка).
Творчество Плавта относится к периоду, когда Рим был сильнейшим государством. После Пунических войн шло активное проникновение в римскую культуру элементов греческой культуры.
Плавт заимствовал сюжеты у Менандра. Излюбленный его герой – хитрый, пронырливый раб, помогающий своему хозяину улаживать его любовные дела. Интригу в его комедиях обычно движет любовь. Но в комедии «Пленники» любовной линии нет. Ее тема навеяна непрестанными войнами, хотя и успешными для Рима, но приносящими много горя его гражданам. В этой комедии побеждает человеческая порядочность, верность слову, дружба, чувство самопожертвования. И здесь совсем мало буффонады, характерной для других комедий Плавта.
В его комедиях высмеивались ростовщики, торговцы, сводники. Его комедии отличались живостью действия, но характеры почти не развивались. Большое место отводилось музыке, пению.
|
|
До нас дошло 20 его комедий. Наиболее интересны «Близнецы» («Менехмы»), «Амфитрион», «Клад».
Сюжеты «Менехм» и «Амфитриона» основаны на путанице близнецов, что вызывало много комических сцен. Основой сюжета в «Кладе» послужил фольклорный мотив о том, как меняется характер бедного человека, внезапно обретшего богатство.
В эпоху Возрождения комедии Плавта усиленно переводят, и по его образцу писатели-гуманисты создают свои комедии. Шекспир и Мольер опирались на сюжеты Плавта.
ТЕРЕНЦИЙ (185 – 159 г.г. до н.э.) – уроженец Африки и мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю.
Теренций написал 6 комедий, и все они дошли до нас. Он также заимствовал сюжеты у Менандра. Сюжетами являются семейные конфликты. У него нет динамики в развитии интриги, как у Плавта, нет буффонады, обращений к зрителю. Но зато он стремится дать углубленную психологическую характеристику своих персонажей.
Одна из лучших комедий Теренция «Братья». В ней ставятся вопросы о воспитании молодых людей. Сюжет заимствован у Менандра. В комедии идет спор о том, как воспитывать – в строгости или проявляя гуманное отношение к детям. У Менандра торжествовали гуманные принципы воспитания. А у Теренция пропагандировалась строгость. На римской сцене несвоевременно было показывать победу гуманных принципов воспитания. Влияние взглядов, высказанных в пьесе «Братья», чувствуется в комедии Мольера «Школа мужей».