Театр Древнего Рима

Более высоким выражением прекрасного являются живые существа и в особенности человек. Человек гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.

Аристотель считаетважным признаком прекрасного органическую целостность. Целое, по Аристотелю, есть то, что имеет начало, середину и конец;они связаны друг с другом и предполагают друг друга.

2. Искусство, по Аристотелю, есть «мимезис», т.е. подражание, воспроизведение. Подражание осуществляется посредством ритма, слова и гармонии (в смысле мелодии). Принцип подражания распространяется на все искусства. При этом художник познаёт все богатство чувственного мира, реальные предметы и явления. Искусство, по Аристотелю, имеет познавательный характер, является одной из форм познавательной деятельности людей.

3. Такая трактовка подражания дала возможность Аристотелю поставить вопрос о художественной правде. И это не умозрительные рассуждения, а анализ художественной практики. Он понимает искусство как воспроизведение действительности.

Главный вопрос эстетики – отношение искусства к действительности. Аристотель не требует абсолютной адекватности воспроизведения вещей и явлений в искусстве. Сопоставляя поэзию и историю, он говорит о том, что историк пользуется единичными фактами, случившимися в жизни, в то время как поэт пишет о том, что могло бы быть, обобщая явления. Таким образом, он говорит о художественном отборе и типизации, что является обязательным признаком художественного образа.

Главное достоинство искусства состоит в том, что оно правдиво отражает реальный мир. Именно поэтому искусство имеет познавательную ценность и доставляет эстетическое наслаждение. Но искусство не только подражает действительности, но дает ее художественное осмысление.

Отсюда его вывод, что поэзия философичнее и серьезнее истории. Общее в поэзии заключается в типовой логике характеров.

Аристотель, таким образом, видит задачу искусства не в механической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.

4. Аристотель дает впервые классификацию искусств. Он говорит о трех различиях в подражании: в средстве, предмете и способе. Все виды искусств различаются по средствам подражания: звук – средство для музыки и пения, краски и формы – для живописи и скульптуры, ритмические движения – для танцев, слова и метры – для поэзии. Названные виды искусств Аристотель делит еще на искусства движения (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (живопись и скульптура).

Особенно подробно он останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, где в основу деления кладется особенность объектов и форма подражания. Он описывает своеобразие эпоса, лирики и драмы.

Драма делится на трагедию и комедию, которые Аристотель исследовал детально.

5. Теория трагедии оказала громадное влияние на последующее развитие эстетики и художественной практики и до XVIII в. считалась непререкаемой.

Трагедию Аристотель считает основным жанром серьезной поэзии. Большое значение он придает составу событий, считает, что действие должно быть сконцентрировано вокруг судьбы главного героя и освобождено от всего случайного и второстепенного. А характеры героев должны быть правдоподобны, благородны и последовательны. Хор в трагедии – один из героев.

Аристотель дает определение трагедии, подробно описывает ее составные компоненты (фабула, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальная композиция, сценическая обстановка). Многое в этом определении имеет отношение только к древнегреческой трагедии. Однако ряд положений носит обобщенный характер и имеет значение для последующих эпох. Например, он говорит, что «действие и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего». То есть, Аристотель подчеркивает важность действия для драматического произведения. Это основной признак драмы как рода литературы. Фабула, служащая подражанием действию, это «изображение одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого».

В истории театра бывали попытки заменить действие повествованием, описанием, и это приводило к полному разложению художественного образа. Положение Аристотеля о том, что развязка должна естественно вытекать из развития фабулы и характеров, также является непреложным законом подлинно художественного произведения.

Цель трагедии, по мнению Аристотеля, «путем сострадания и страха производить очищение подобных аффектов» (т.е. чувств). Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие зрителей, а затем дает своеобразное «очищение», разрядку, доставляя человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия (кат а рсис).

6. Творческий процесс, по Аристотелю, процесс создания художественных произведений, а также их восприятие – интеллектуальные акты. Он подчеркивает связь творческого процесса с познавательной деятельностью человека. Эстетическое созерцание базируется на радости узнавания. Таким образом, творческий процесс постижим и подвержен контролю. Отсюда его стремление выработать определенные нормы, правила, которыми должны руководствоваться, создавая произведения искусства. Из подобного понимания творческого процесса вполне логично вытекает требование Аристотеля учиться не только художественному творчеству, но и эстетическому суждению.

7. Большое место в его трудах занимает проблема воспитательной роли искусства.

Искусство, по Аристотелю, связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство «кат а рсиса» (очищения) души освобождают человека от отрицательных страстей. Указание на связь искусства с нравственной деятельностью людей является большой заслугой Аристотеля.

Существуют различные теории катарсиса (этическая, медицинская, религиозная и т.д.). Кат а рсис – это, по Аристотелю, цель искусства, в частности трагедии. Сущность катарсиса состоит в том, что при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей, вследствие чего человек, с одной стороны, начинает относиться к превратностям Рока спокойно, с другой – становится способным принять участие в судьбе тех, кто впал в несчастье.

В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели – разумной деятельности.

Целый ряд суждений Аристотеля сохраняет свое значение и сегодня.

Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в середине VIII века до н.э.

В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается невыясненным, однако в связи с раскопками в Италии известно, что это был народ, создавший высокую культуру.

До начала VI века до н.э. латиняне, как и другие италийские племена, находились в подчинении у этрусков. Только к концу VI века до н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса (т.е. города-государства). Это было то время, когда происходил переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Такой же путь прошли и греческие города-государства. Затем последовали завоевания римлян в Италии, и вскоре Рим сумел составить большую федерацию из италийских племен. В отличие от Греции, рядовые граждане в Риме – плебеи – не обладали никакими политическими правами.

С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.

По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.

В III веке до н.э. римляне хорошо знали всех греческих Богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческая мифология и религия, греческое искусство, архитектура, ремесло оказали громадное влияние на культуру латинян.

В области литературы и театрального искусства римляне заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре были присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. То, что они заимствовали у греков, подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

До III века до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Римляне вели постоянные агрессивные войны, что обусловило их суровость и воинственность.

Всё это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. На них распевали веселые грубоватые песни. Обычно выступали два полухория, которые обменивались между собой насмешками, подчас язвительного содержания. Это так называемые фесценнины.

Другая форма примитивных зрелищ – с а тура. Эти зародыши драмы возникли под влиянием этрусков. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танец, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль.

Народных развлекателей называли гистрионами. Это слово этрусского происхождения, следовательно, на формирование римского театра оказали влияние этрусские актеры. (Название гистрион мы еще встретим в средневековом театре).

Еще одним видом ранних драматических представлений также комического характера были в древнем Риме ателланы (по имени города Ателлы в Южной Италии). В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа – Макк, Буккон, Папп и Доссен.

Макк представлял собой дурака, которого все обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с ослиными ушами, крючковатым носом и в короткой одежде. Буккон был парень с раздутыми щеками и отвислыми губами; он тоже любил хорошо поесть и был болтуном. Папп – это богатый и скупой старик. Доссен – хитрый горбун, невежда и шарлатан, который, однако, своей ученой болтовней умел внушать темным людям к себе уважение. Эти персонажи-маски импровизировали текст, потому что твердого, установленного текста не было.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (мимические пляски, сатура, ателлана) были заимствованы римлянами у соседних племен. Это объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии,которая в Греции послужила «почвой и арсеналом» греческого искусства, в том числе и драмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: