Формы государственного ценового регулирования. Причины государственного регулирования цен

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Причины государственного регулирования цен

1. Наличие асимметричной информации, т.е. такой информации, которая дает возможность одним участникам сделки злоупотреблять не информированностью других.

Государство в этом случае должно проводить стандартизацию и сертификацию, контролировать рекламу и ограничивать конкуренцию устанавливая минимально возможную цену.

2. Наличие на рынке общественных благ (продавец не может решить кому он будет продавать товар, кому нет).

3. Наличие внешних эффектов (издержки перелива).

Внешние эффекты – это дополнительные издержки, либо выгоды третьих лиц, т.е. тех кто не является продавцом или покупателем, но положение которых зависит от факта заключения сделки (загрязнение окружающей среды).

4. Наличие монопольной власти.

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулировани­ем цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен в любой экономике поз­воляет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены та­ким образом, чтобы способствовать стабильному развитию эко­номической системы. Оно дает возможность преодолеть недос­татки, свойственные рыночной системе и связанные с социаль­ным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образо­вание, наука и культура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования. К косвенно­му регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэ­кономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие сред­ства по реформированию экономики и совершенствованию ме­ханизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, раз­государствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регу­лирование доходов населения и др.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт кос­венного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тре­мя способами: путем установления "ценового потолка" (макси­мальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридо­ра цен". Наибольшее распространение получила политика "це­нового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные про­дукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, макси­мальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 4).

Деф=Q1 – Q2

Рис. 4. Политика "ценового потолка"

Они формируют так называемый рынок продавца, диктую­щего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Ql). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в усло­виях равновесия (Ql < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продук­цию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика ис­пользования политики "ценового потолка" в экономике респуб­лики, кроме указанных последствий, порождала и такие явле­ния, как очереди, черный рынок, коррупция на государствен­ных предприятиях.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопу­щения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 5).

Изб=Q1 – Q2

Рис. 5. Политика "ценового пола"

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1)> которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовы­вать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в услови­ях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ни­же, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2 ).

Политика "коридора цен" заключается в том, что устанав­ливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким об­разом одновременно ограничены максимальным и минималь­ным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 6).

Рис. 6. Политика "ценового коридора"

Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спро­сом и предложением достигается путем маневрирования буфер­ными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И на­оборот, если спрос превышает предложение настолько, что це­ны реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общес­тва использует различные сочетания и способы ценового регу­лирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали вари­анты преобладающего использования косвенного регулирова­ния цен. Прямое административное воздействие сохранено в ос­новном в области регулирования цен на продукцию естествен­ных монополий. В Беларуси границы прямого государственно­го ценового регулирования являются более широкими. Разно­образные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: