Место лесного кадастра в системе природных кадастров и его народно-хозяйственное значение

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЛЕСНОГО КАДАСТРА.

Рациональное и эффективное использование лесных ресурсов, оптимальное распределение древесины между отраслями народного хозяйства, сохранение и восстановление лесов - проблема общегосударственного значения. Для решения этой проблемы необходим инструмент, позволяющий управлять пользованием, защитой, охраной, воспроизводством и эксплуатацией лесного фонда. В качестве такого инструмента выступает государственный лесной кадастр.

Представление о лесе как об объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение, сложилось не сразу и имеет длительную историю.

До XVIII в. лес был объектом добычи пищи, строительного материала, спо­собом укрытия от набегов врагов. При Петре I и Екатерине II в период развития российского флота леса становятся важнейшим стратегическим сырьем, идущим на постройку кораблей. Позже, в конце XIX – начале XX вв. создаются госу­дарственные органы управления лесами. В это время лес становится объектом извлечения прибыли. В 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюджета.

Лесной кодекс РСФСР, принятый в 1923 г., установил новые отношения в сфере лесопользования. Экспорт древесины приносил значительные средства в бюджет страны, способствуя восстановлению экономики страны. Плановое ве­дение хозяйства, несмотря на его крайности и недостатки, позволило наладить надлежащую охрану лесных ресурсов, реализовать такие свойства лесов, как полезащитные и водоохранные, обеспечило организацию работ по предотвра­щению и предупреждению лесных пожаров, борьбе с вредителями. Все это спо­собствовало восстановлению лесов, их охране, снабжению древесиной малолес­ных районов страны.

Принятые в 1977 г. Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР закрепили собственность государства на леса и возможность их предоставления только в пользование, разделили регулирование лесных отношений и регулирование зе­мельных, водных и горных отношений.

Лесной кодекс РФ, принятый 29 января 1997 г., установил правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Управление лесными ресурсами осуществляется с учетом представления о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

По оценкам специалистов, леса на земном шаре занимают площадь около 4.1 млрд. га, что соответствует приблизительно 30% суши. В нашей стране леса занимают площадь более 1 млрд. га, а запас древесины составляет 82 млрд. м3, что больше, чем в лесах США и Канады вместе взятых. Статистический учет показывает, что при современном уровне переработки древесины норма современного ее потребления около 1,7 м3 на одного жителя, а по стране в целом – 430 млн. м3. Возникает вопрос о том, не является ли такое лесопользование истощающим, не ведет ли оно к уменьшению площади лесов. Одно из важнейших свойств леса - его способность восстанавливаться. Ежегодно прирост в наших лесах, взятых в целом, составляет 881 млн. м3, что в два раза больше, чем его потребление. Весь вопрос состоит в неравномерном размещении лесов по территории страны. Основная рубка лесов сосредоточена в европейской и уральской частях страны. Огромные по площади и запасам древесины леса находятся на территории Сибири и Дальнего Востока. Поэтому, на современном этапе, процесс становления лесного кадастра представляется особенно сложными и ответственным. Немалую роль играют резкие и коренные изменения в экономической и социальной ситуациях в стране, растущий спрос на экологически чистое сырье, повсеместная деградация лесов под воздействием антропогенного фактора.

Создание условий (организационных, экономических, социальных, правовых, экологических), необходимых для обеспечения рационального использования, охраны и восстановления лесов, защиты прав пользователей, объективная оценка лесного фонда – цель лесного кадастра.

В декабре 1995 г. Федеральной службой лесного хозяйства России была утверждена Концепция формирования и ведения государственного лесного кадастра. На ее основе и на базе Основ лесного законодательства от 1993 г. был разработан проект Федерального закона о Государственном лесном кадастре. В проекте этого закона говорится, что лесной кадастр действует на территории лесного фонда РФ как государственная система регистрации, учета и оценки участков лесного фонда, содержащая сведения об их правовом, пространственном, хозяйственном, природном состоянии, систематизированная на единой государственной основе.

Лесной кодекс РФ определяет лесной кадастр как сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.

Синтезируя представления о лесном кадастре из проекта Федерального закона о Государственном лесном кадастре и Лесного кодекса РФ, позволим себе представить лесной кадастр как систему, базирующуюся на единой информационной основе и предназначенной для сбора, обработки, учета, анализа и прогноза экологического, экономического, хозяйственного состояния лесного фонда, а также для его количественной и качественной оценки.

Таким образом, лесной кадастр предназначен для решения следующих задач, которые по своей сути являются его содержанием:

1) сбора информации о количественном состоянии лесов на определенный момент времени;

2) качественной оценки лесных ресурсов;

3) прогнозирования объемов рубок и прироста древесины;

4) экономической и экологической оценки лесов.

Для получения эффекта от ведения лесного кадастра должен соблюдаться ряд принципов. Прежде всего, кадастр лесов должен вестись по единой методике, охватывая весь лесной фонд страны, представляющий собой все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесной кадастр должен вестись непрерывно, отражая все изменения с соблюдением достоверности и точности сведений о лесном фонде. Должное внимание необходимо уделять документированности данных лесного кадастра, которые должны быть сведены в утвержденные формы и записаны на основании соответствующих документов и материалов. Также сведения лесного кадастра должны быть наглядны и пригодны для их практического применения, совместимы и сопоставимы с информацией иных природных кадастров.

«Кадастры природных ресурсов – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей».

Все природно-ресурсовые кадастры неразрывно связаны между собой и по существу составляют единую стройную систему. Данные природных кадастров необходимы для рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды. Они составляют фундамент для экономической оценки природных ресурсов, системы мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

В настоящее время на государственном уровне, кроме лесного кадастра, ведутся следующие кадастры:

1) земельный;

2) водный;

3) месторождений полезных ископаемых;

4) реестр охотничьих животных;

5) реестр рыбных запасов;

6) реестр природно-заповедных территорий.

Кратко раскроем содержание этих природных кадастров, включенных в систему природно-ресурсных кадастров.

Земельный кадастр содержит следующие основные сведения: качественный состав почв; распределение земель по использованию; собственники и арендаторы земли; местоположение земельных участков и их количественные характеристики.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. № 379 «О государственном водном кадастре Российской Федерации» ведутся работы по водному кадастру. Его задачи заключаются в текущей и перспективной оценке водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водоисточников, восстановления качества воды до нормативного уровня. На его основе производится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, введение ограничительных мер по водоиспользованию с целью охраны водоисточников.

Кадастр месторождений полезных ископаемых ведется на основании закона РФ «О недрах». Его задача – это определение ценности каждого месторождения полезных ископаемых, а также горнотехнических, экономических и экологических условий их разработки.

Управление охоты и охотничьего хозяйства ведет реестр количественного и качественного состояния животных охотничьего фонда.

Реестр рыбных запасов содержит сведения о количественных и качественных показателях рыбных запасов по внутрихозяйственным водоемам.

Реестр природно-заповедных территорий ведется с целью сбора и систематизации данных о всех территориях и объектах, представляющих ресурсно-охранную и заповедно-эталонную ценность. Ведение данного реестра возложено на Минприроды России.

Рассмотренные выше некоторые составляющие системы природно-ресурсных кадастров неразрывно связаны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга. Так, например, леса и иная растительность растут на земле. Земля есть объект земельного кадастра. Водные объекты - объекты водного кадастра, природно-заповедные территории - объекты природно-территориального реестра могут располагаться в лесах, и они также взаимосвязаны. Поэтому лесной кадастр необходимо рассматривать в контексте единой и стройной системы, элементы которой имеют устойчивые во времени и в пространстве связи.

Лесной кадастр как система всестороннего изучения лесного фонда России используется для организации эффективного использования лесов, их охраны, восстановления, размещения предприятий лесоперерабатывающей промышленности, оптимальное распределение лесной продукции между отраслями народного хозяйства, максимальное получение продукции с единицы площади.

В условиях развития рыночных отношений роль и значение лесного кадастра в народном хозяйстве увеличиваются. Лесной кодекс РФ диктует сферы обязательного применения лесного кадастра:

1) государственное управление лесным хозяйством;

2) организация ведения лесного хозяйства;

3) перевод лесных земель в нелесные;

4) определение размеров оплаты за пользование лесным фондом;

5) оценка хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Лесной кадастр тесно связан с лесоустройством. Эта связь явно проявляется в том, что лесной кадастр так же, как и лесоустройство направлен на рациональное использование лесного фонда, повышение эффективности ведения лесного хозяйства и осуществление единой политики государства в области управления лесами.

Лесоустройство есть инструмент по устройству лесов с целью их рационального использования. Задача же лесоустройства - организация оптимального использования лесных ресурсов, неуклонное и систематическое восстановление лесов и др. Это все достигается путем грамотного планирования территорий лесхозов, определения объема спелого древостоя, прогнозирования прироста древесины, отвода участков лесного фонда под рубку и др. Решение данных вопросов невозможно без достоверной информации о пространственном, правовом и экологическом положении участков лесного фонда, эти сведения могут быть получены только в результате ведения лесного кадастра. Использование данных лесного кадастра позволит решать сложные и важные задачи рационального и эффективного управления лесами. С другой стороны, проводимые при лесоустройстве топографо-геодезические, таксационные, лесобиологические и другие изыскания являются основой для получения необходимых для кадастра сведений о количественном и качественном состоянии лесов.

Подводя итог под всем вышесказанным, следует отметить, что в условиях многообразия форм собственности достоверные сведения, полученные в результате ведения лесного кадастра, играют значительную роль в формировании политики государства в области регулирований, использования, восстановления, охраны и защиты лесного фонда. Система природных кадастров, в которой лесной кадастр играет роль механизма управления лесными ресурсами, организации хозяйствования в лесу, а также их защиты и охраны, нацелена на комплексную оценку состояния всех природных ресурсов, их взаимовлияния друг на друга и решения задач, связанных с пользованием ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: