Природные ресурсы – это составные части окружающей среды. Легальное определение природных ресурсов дано в Законе “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г. Они определены как составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества. Сама же окружающая природная среда определена как совокупность природных объектов, в т. ч. природных ресурсов как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии (ст. 1 Закона).
Вещные права по законодательству Казахстана могут устанавливаться только в отношении той части окружающей природной среды, которая относится к природным ресурсам, но не других объектов этой среды. Последние могут находиться под охраной закона, но право собственности и другие вещные права устанавливаются только в отношении природных ресурсов. Это прямо вытекает из п. 3 ст. 6 Конституции РК, по которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Формулировка Конституции относительно собственности на природные ресурсы воспроизведена и в ст. 193 ГК.
Среди других вещных прав на природные ресурсы, помимо права собственности, ГК специально упоминает лишь право землепользования (подпункт 1 п. 1 ст. 195), но говорит также о возможности существования других вещных прав, предусмотренных ГК или иными законодательными актами.
Небольшое количество норм ГК, говорящих непосредственно о природных ресурсах, объясняется тем, что к отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды применяется прежде всего специальное, а не гражданское законодательство. Специальное же законодательство о природной среде и природных ресурсах как части окружающей среды достаточно обширно и подразделяется на межотраслевое и отраслевое. К межотраслевому законодательству, касающемуся окружающей среды, относится прежде всего Закон об охране окружающей среды.
Среди отраслевых законодательных актов, касающихся природных ресурсов, следует упомянуть Указы о земле и о недрах и недропользовании, Лесной и Водный кодексы, принятые соответственно 23 января 1993 г. и 31 марта 1993 г., а также Закон “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира” от 21 октября 1993 г.
Вещные права, по законодательству РК, как об этом уже сказано, устанавливаются только на природные ресурсы, а не на природную среду. Поэтому важно точное определение в законе самого понятия “природные ресурсы”. Если исходить из того определения, которое дано в Законе об охране окружающей среды, то окажется, что вещные права, в т. ч. право собственности, может устанавливаться только на те объекты природной среды, которые используются в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества.
Но такой вывод противоречил бы не только п. 3 ст. 6 Конституции РК, которая говорит о праве государственной собственности на землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, не выделяя те их части, которые используются в процессе хозяйственной и иной деятельности, но и отраслевому законодательству об отдельных видах природных ресурсов. Так, например согласно п. 2 ст. 30 Указа о земле, вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности, является государственной собственностью. Из сказанного вытекает, что вся земля как природный ресурс, а не только та, которая используется в процессе хозяйственной и иной деятельности, является государственной или частной собственностью. Кстати, в подпункте 5 ст. 1 Указа о земле земельные ресурсы определены не только как земля используемая, но и такая, которая может быть использована, что точнее, по сравнению с определением природных ресурсов в Законе об охране окружающей среды.
Вместе с тем, в Указе о земле сказано, что земельные ресурсы – это земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики, что ограничивает признание земли природными ресурсами только сферой использования или возможного использования ее в отраслях экономики, а не по другому назначению. Видимо, целесообразно было бы при определении понятия ресурсов объединить то положительное, что имеется в обоих легальных определениях природных, в частности, земельных ресурсов, сформулировав понятие этих ресурсов примерно следующим образом: природные ресурсы – это составные части окружающей среды, которые используются или могут быть использованы в процессе хозяйственной, а также иной человеческой деятельности. Соответствующие изменения следует внести в законодательство.
Вещные права, включая вещные права на природные ресурсы,– это всегда имущественные права, основным из которых является право собственности. Объектами этих прав выступают различные виды природных ресурсов, так как в природе не существует природных ресурсов вообще. В качестве объектов вещных прав объекты выступают не только в их естественном состоянии, но, прежде всего, в социальном качестве имущества, а в имуществе как таковом нет даже атомов естественных элементов природы. Имущество – это общественная форма естественных объектов, особенности которой обусловлены естественными и общественными свойствами различных видов объектов природы, имеющих общественные свойства имущества. Природные объекты, входящие в состав природных ресурсов, – это одна из важных частей имущества как объекта имущественных прав.
Имущество как объект прав не следует отождествлять только с их экономической природой как товаров, что, например, сделано в работе “Основы государства и права Республики Казахстан”, в которой указано, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы – это не имущество, не товары, а дары природы и имеют естественно-природное начало. Поэтому они исключены из гражданского, товарно-денежного оборота1.
Указанный взгляд, высказанный в работе, изданной в 1997 г., не учитывает изменений, которые произошли в социально-экономическом строе РК после обретения ею независимости, а именно,– перехода к гражданскому обществу, рыночной экономике, а также то обстоятельство, что объекты природы выступают в качестве объектов прав не только в своих естественных, но и общественных качествах.
Действительно, объекты природы – это естественные природные предметы. Но правом (как объекты права собственности и других вещных прав) они опосредуются не непосредственно в своих природных качествах, а в своем социальном качестве имущества. Не случайно, говоря об объектах гражданских прав, ст. 115 ГК указывает, что ими являются имущественные и личные блага и права, а имущественные блага и права объединяются в ст. 115 ГК понятием имущества.
В отраслевых законодательных актах о природных ресурсах, принятых после введения в действие новой Конституции РК, подчеркивается, во-первых, что право собственности на природные ресурсы является имущественным правом, и, во-вторых, что эти ресурсы включены в товарно-денежный оборот. Так, например, в п. 5 ст. 33 Указа о земле прямо сказано, что земельный участок, находящийся в частной собственности, является недвижимым имуществом, а в п. 2 ст. 34 Указа о земле установлено, что собственник вправе совершать в отношении своего земельного участка любые сделки, не запрещенные законодательными актами. Включены в гражданский оборот не только земельные участки, находящиеся в собственности, но и права землепользования.
Другие природные ресурсы не могут находиться в частной собственности. Поэтому оборот их ограничен по сравнению с оборотом земельных участков. Но, тем не менее, как права государственной собственности, т. е. имущественного права, они являются имуществом. Хотя с ограничениями, но включены в гражданский оборот, т. е. представляют собой имущество, ограниченное в обороте. Так, например, согласно ст. 13 и 1 4 Указа о недрах и недропользовании, предоставление права недропользования происходит на основе контракта, а передача права недропользования с разрешения уполномоченного государственного органа производится на основе гражданско-правовых сделок. Допускается передача права недропользования в залог на основе договора залога имущественных прав (ст. 15 Указа о недрах и недропользовании).
Из сказанного видно, что основные права на природные ресурсы являются имущественными правами, среди которых важнейшее место занимают вещные права. Вещные права обычно подразделяют на права на свое имущество и права на чужое имущество. Вещным правом на свое имущество является право собственности. Все остальные вещные права являются правами на чужое имущество.
Опираясь на перечень вещных прав, данный в законодательных актах и на научное понятие этих прав, можно сказать, что к числу наиболее распространенных вещных прав на природные ресурсы следует отнести следующее субъективные права:
право собственности на природные ресурсы;
право пользования природными ресурсами;
сервитуты;
право залога на природные ресурсы.
§ 2. Право собственности на природные ресурсы
Основным вещным правом выступает право собственности, которое по своей природе всегда является правом имущественным.
Из текста п. 3 ст. 6 Конституции вытекает, что из всех природных ресурсов только земля может находиться в государственной и частной собственности. Все остальные природные ресурсы могут принадлежать на праве собственности только государству.
Право собственности на природные ресурсы как вещное право имеет ряд особенностей. Эти особенности касаются субъектов, объектов, содержания и защиты права собственности на природные ресурсы, причем эти особенности иногда дифференцируются в зависимости от вида природных ресурсов и вида собственности.
Государственная собственность в Республике Казахстан выступает в виде республиканской и коммунальной (п. 1 ст. 192 ГК). В первоначальной редакции ст. 193 ГК говорилось, что природные ресурсы находятся в республиканской собственности. В новой редакции этой статьи о государственной собственности на природные ресурсы в виде республиканской уже ничего не сказано. Вместе с тем по новой редакции ст. 192 ГК природные ресурсы, являющиеся государственной собственностью и не закрепленные за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан. Иначе говоря, являются республиканской собственностью. Таким образом, в коммунальной собственности природные ресурсы могут находиться тогда, когда это предусмотрено законодательными актами. Вместе с тем, законодательные акты о природной среде — как межотраслевые, так и отраслевые — содержат нормы о компетенции государственных органов разных уровней по реализации права государственной собственности на природные ресурсы.
Объектом права государственной собственности на природные ресурсы являются именно природные ресурсы как составные части природной среды, не отделимые от нее.
Право государственной собственности распространяется на те природные ресурсы, которые находятся в пределах границ РК, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК. Особо следует остановиться на перемещающихся природных ресурсах. Так, например, текучие воды в реках вливаются в пределы РК и выходят за ее пределы. Мигрирующие дикие животные, в т. ч. и перелетные птицы, периодически перемещаются на территорию и с территории республики. Поступление перемещающихся природных ресурсов на территорию РК является тем юридическим фактом, с которого возникает на них право государственной собственности, а их перемещение за пределы границ Республики является тем юридическим фактом, который служит основанием прекращения права государственной собственности на эти ресурсы.
Следует отметить особенности права государственной собственности на землю. Помимо государственной собственности на землю, в РК признается также частная собственность на земельные участки. Поэтому, согласно п. 2 ст. 30 Указа о земле, государственной собственностью является вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности.
Природные ресурсы, как объект права собственности, не следует смешивать с частями природных ресурсов, отделенными от природной среды. На эти отделенные части природных ресурсов, которые по существу юридически приобретают иные свойства, может устанавливаться совершенно иной правовой режим, чем на сами природные ресурсы. Например, минеральное сырье, т. е. извлеченная на поверхность часть недр, или техногенные минеральные образования (отходы горного, обогатительного, металлургического и других видов производства, содержащие полезные ископаемые), могут принадлежать, если иное не установлено контрактом, на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления недропользователю (п. п. 2 и 3 ст. 5 Указа о недрах и недропользовании). Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на природные ресурсы никогда не устанавливается.
Что касается права частной собственности на природные ресурсы, то частному собственнику из всех природных ресурсов может принадлежать только земля.
Объектом частной собственности на землю всегда является земельный участок или земельные участки. Под земельным участком подпункт 6 ст. 1 Указа о земле понимает выделенную в замкнутых границах часть земли, закрепляемую в установленном порядке за субъектами земельных отношений. Вещные права на земельный участок, поскольку иное не установлено законодательными актами, распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения.
Объектам права частной собственности на землю Указ о земле посвящает специальную статью (ст. 33). Она выделяет объекты частной собственности на землю, которые могут принадлежать только гражданам или негосударственным юридическим лицам, а также дает перечень участков, которые не могут быть объектами частной собственности. В частной собственности только граждан могут находиться земельные участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства.
В частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться участки, предоставляемые под застройку или застроенные производственными и непроизводственными зданиями, сооружениями и их комплексами.
Другие виды земель, кроме указанных выше, в частную собственность передаваться не могут.
Большая часть земель и другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.
Формы реализации права государственной собственности на земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предусмотрены ст. 32 Указа о земле. Эти участки могут быть:
проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;
предоставлены в постоянное или временное землепользование;
реализованы в иных формах в случаях, предусмотренных Указом о земле, другими законодательными актами или международными договорами.
В аналогичных формах в общем реализуется право государственной собственности и на другие виды природных ресурсов, кроме продажи и передачи их в частную собственность, поскольку в частной собственности по законодательству Казахстана могут находиться лишь земельные участки, причем только на землях, которые могут находится в частной собственности. Таким образом, государство ограничено в реализации правомочия распоряжения в отношении отчуждения природных ресурсов в частную собственность.
Основной формой реализации правомочия распоряжения государства на природные ресурсы является предоставление их в постоянное или временное пользование.
Чаще всего природные ресурсы предоставляются на основе лицензий (разрешений). Такой порядок предусмотрен, в частности, ст. 14 Закона об охране окружающей среды. Однако ст. 14 Закона конкретизируется в отраслевом законодательстве о природных ресурсах. Например, в соответствии с п. 1 ст. 39 Указа о земле, передача и отчуждение землепользования происходит на основе гражданско-правовых сделок. Предоставление участков лесного фонда в пользование осуществляется на основе специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета, ордера, лесного билета (п. 1 ст. 31 Лесного кодекса).
Порядок предоставления в пользование различных природных ресурсов по отраслевому законодательству о природных ресурсах нуждается в определенной унификации с учетом перехода республики к рыночным отношениям.
Важной формой реализации правомочия распоряжения со стороны государства – собственника природных ресурсов – является изъятие (выкуп) участков природных ресурсов у природопользователей. Изъятие (выкуп) участков природных ресурсов, находящихся в пользовании субъектов права природопользования, может происходить только в случаях, предусмотренных законодательными актами в установленном этими актами порядке.
Что касается правомочий владения и пользования, то они остаются, наряду с правом распоряжения, у государства – собственника природных ресурсов на ресурсы, не переданные в пользование природопользователей.
§ 3. Право пользования природными ресурсами
Важным и специфическим вещным правом на природные ресурсы является право природопользования (право пользования природными ресурсами). Его не следует смешивать с правомочием пользования собственника природных ресурсов: это два различных вида права. Правомочие пользования, как одно из правомочий собственника, последний осуществляет в отношении находящихся в его собственности природных ресурсов. Право пользования природными ресурсами осуществляется всегда в отношении ресурсов, находящихся в собственности не пользователя, а другого субъекта права, главным образом государства. Лишь право пользования земельным участком может иметь место как на землях, находящихся в государственной, так и в частной собственности.
Право природопользования, как правило, включает в себя и право владения на находящиеся в пользовании участки природы. Можно сказать, что с правом владения соединены и некоторые другие виды природопользования, например недропользование, большинство видов водопользования и лесопользования, а также пользование другими видами растительного мира.
Право пользования природными ресурсами производно от права собственности на них.
С производностью права пользования природными ресурсами от права государственной собственности связано деление права природопользования на первичное, т.е. приобретаемое у собственника природных ресурсов и вторичное, приобретаемое у их первичного пользователя (подпункт 5 п. 1, ст. 36 Указа о земле, ст. 26 Водного кодекса). Объем прав вторичного пользователя природных ресурсов уже объема прав первичного пользователя. Однако, как первичное, так и вторичное право пользования природными ресурсами являются вещными правами, хотя имеют и черты обязательственных прав.
Право пользования природными ресурсами подразделяется также на постоянное и временное, общее и специальное (ст. ст. 12 и 13 Закона об охране окружающей среды).
Другие специальные классификации видов прав пользования природными ресурсами, имеющиеся в законодательных актах об отдельных видах природных ресурсов, могут совпадать для нескольких их видов, а могут и отражать специфику одного их вида. Например, как право землепользования, так и право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным (п. 1 ст. 35 Указа о земле, п. 2 ст. 10 Указа о недрах и недропользовании). Типичным примером классификации, отражающей специфику лишь одного из объектов природопользования, является ст. 29 Лесного кодекса, по которой в лесном фонде могут осуществляться такие виды лесопользования, как заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов, заготовка древесных соков; побочные лесные пользования (например, сенокошение и пастьба скота); пользование лесом в культурно-оздоровительных целях; пользование для нужд охотничьего хозяйства.
Однако, все виды приропользования имеют некоторые общие специфические черты. К таким специфическим чертам можно, во-первых, отнести целевой характер пользования всеми видами природных ресурсов. Согласно п. 1 ст. 20 Закона об охране окружающей среды, природопользователи обязаны использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления. С целевым назначением права природопользования связаны объем и характер прав и обязанностей природопользователей отдельных видов природных ресурсов.
Во-вторых, для прав пользования природными ресурсами характерна ограниченность их в гражданском обороте. Это выражается в том, что получение природных ресурсов в пользование, как правило, осуществляется на основе специальных разрешений уполномоченных государственных органов – лицензий. По п. 1 ст. 21 Закона об охране окружающей среды лицензированию подлежит использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них.
Лишение в установленном законом порядке природопользователя разрешения на природопользование влечет за собой и прекращение права природопользования.
В некоторых случаях, помимо права пользования и владения на природные ресурсы, право природопользования может включать в себя и право ограниченного распоряжения природными ресурсами. Так, например, передача права недропользования другому лицу, может быть произведена лишь с разрешения компетентного органа (уполномоченный государственный орган). Но сама передача в этом случае осуществляется на основе гражданско-правовых сделок (ст. 14 Указа о недрах и недропользовании). В случаях, предусмотренных законодательными актами, предоставление природных ресурсов в пользование и передача права природопользования другим лицам осуществляется на основе гражданско-правовых сделок.
Особо следует остановиться на праве землепользования как виде пользования природными ресурсами, имеющем специфические правовые особенности. Право землепользования, как и другие виды права природопользования, имеет целевой характер. Однако, в ряде случаев оно включается в гражданский оборот с правовым режимом, близким к праву частной собственности на земельный участок. Это касается прежде всего права постоянного землепользо-вания граждан и негосударственных юридических лиц. Согласно ст. 43 Указа о земле, негосударственные землепользователи, обладающие правом постоянного землепользования, могут без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом, как-то: продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, вносить в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или пая в имущество кооперативов, в т. ч. с иностранным участием, а также совершать в отношении этого права иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством.
Более ограниченным в обороте является право долгосрочного первичного землепользования негосударственных землепользователей. Эти землепользователи вправе сдавать принадлежащие им участки в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования (ст. 41 Указа о земле). Еще более ограничено в обороте право вторичного землепользования, которое всегда является временным. Обладатель права вторичного землепользования может на определенных условиях сдавать участок в аренду или передавать во временное безвозмездное землепользование.
Во всех указанных случаях негосударственный землепользователь, кроме права пользования и владения земельным участком, обладает также правом распоряжения своим правом и по составу правомочий близок к частному собственнику земельного участка. Однако объектом права, которым распоряжается собственник, является непосредственно земельный участок как объект права собственности, а негосударственный землепользователь распоряжается непосредственно включенным в оборот правом землепользования и только опосредствованно через право землепользования – земельным участком.
Важное практическое значение включения в оборот права землепользования заключается в том, что посредством этого вводятся в гражданский оборот земли, которые не могут находиться в частной собственности, в частности, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Это отвечает задачам развития рыночной экономики. Видимо, подобно праву землепользования, целесообразно было бы ввести в оборот посредством разрешения гражданско-правовых сделок и некоторые виды права лесо- и водопользования. Не нарушая конституционных принципов права государственной собственности на природные ресурсы, это позволило бы более полно включить некоторые их виды в систему рыночной экономики.
В значительно меньшей мере включены в гражданский оборот права землепользования государственных землепользователей. Государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества. Аналогичное правило установлено и в отношении сдачи в аренду земельного участка государственным землепользователем. Сдача государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка в долгосрочную аренду допускается лишь с согласия государства в лице уполномоченного органа.
§ 4. Другие вещные права на природные ресурсы
Важным видом вещных прав на природные ресурсы являются сервитуты. Этот вид вещных прав был известен еще римскому праву, но в законодательстве Казахстана он впервые закреплен в Указе о земле. Сервитут – это право ограниченного целевого пользования земельным участком, находящимся на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц (подпункт 14 ст. 1 Указа о земле).
Глава 7 Указа о земле регламентирует четыре вида земельных сервитутов: право нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них; право иного ограниченного пользования соседним или иным земельным участком для прохода, проезда через соседний или иной земельный участок, если иной путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов. К этому же виду сервитута относится использование чужого земельного участка для прокладки или эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, если они не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок; использование чужого земельного участка под скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования; использование земельного участка для изыскательских работ.
Законодательством могут предусматриваться другие сервитуты, кроме предусмотренных Указом о земле.
Каковы же те юридические признаки, которые позволяют выделить сервитуты как особый институт земельного законодательства и отграничить его от права землепользования как одного из центральных институтов земельного законодательства? Думается, ошибочно было бы при этом опираться на иные правовые системы, а не правовую систему Казахстана. Ведь как в римском праве, так и, например, в праве царской России и ряда других государств в земельном или гражданском праве отсутствует институт права землепользования в таком содержании и объеме, как в Республике Казахстан. Даже в некоторых странах СНГ, где институт землепользования традиционно развит по сравнению с рыночными странами дальнего зарубежья, наряду с институтом права землепользования, существует институт пожизненного наследуемого владения землей, который ликвидирован в законодательстве Казахстана. Поэтому едва ли применимы к сервитуту по законодательству Казахстана о природных ресурсах те классификации сервитутов, которые существовали еще в римском праве, например деление их на вещные и личные, выделение таких видов сервитутов, как узуфрукт, узус2. Вместе с тем, следует отметить, что легальное понятие сервитута, сформулированное в Указе о земле, соответствует тем определениям, которые давались, например, в науке русского гражданского права царской России3 или определениям сервитута по законодательству стран дальнего зарубежья как обременения, установленного в отношении земельного участка или же находящегося на ней строения для нужд пользования другим участком или строением4. Однако, это слишком общие определения, естественно, не учитывающие специфику законодательства РК.
Поскольку сервитут, по Указу о земле – это особый вид права землепользования, важно выявить его признаки, отграничивающие сервитут от других видов землепользования. Указ о земле (ст. 1) различает право землепользования как право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное пользование). При этом землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах, установленных Указом о земле. От права землепользования следует отличать право временного пользования земельным участком, находящимся в част-ной собственности, как право субъекта владеть и пользования земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).
Сервитут же, как сказано выше, – это право пользования земельным участком, находящимся на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц. Таким образом, от права землепользования земельный сервитут отличается уже тем, что право землепользования в собственном узком смысле слова – это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, а сервитут – право пользования земельным участком, находящимся у других лиц на праве частной собственности или праве землепользования. Следовательно, сервитуты на землях, находящихся в государственной собственности, могут устанавливаться лишь тогда, когда эти земли находятся на праве землепользования у граждан или юридических лиц. Поэтому сервитут на землях, принадлежащих государству на праве государственной собственности, обременяет не это право, а право землепользования.
Что касается права временного пользования земельным участком, то сервитут отличается от него, во-первых, по содержанию права, во-вторых, по основаниям его возникновения.
Как право временного пользования земельным участком, так и сервитут имеют целевой характер. Однако, содержание сервитута значительно уже содержания права временного пользования земельным участком. Временный землепользователь использует земельный участок по его хозяйственному назначению. Сервитут же имеет всегда вспомогательное, дополнительное значение для других целей обладателя сервитута. Сервитут всегда является обременением другого права, другого лица. Сервитут на сервитут никогда не может устанавливаться. Право, которым обременяется сервитут, должно иметь возможность реализоваться. Поэтому в случаях, когда право на земельный участок, обремененное сервитутом, не может использоваться по своему назначению в результате такого обременения, собственник или землепользователь земельного участка, обремененного сервитутом, вправе в судебном порядке требовать его прекращения. Сервитут может быть также прекращен по требованию частного собственника или пользователя земельным участком из-за отпадения причин, по которым был установлен сервитут (ст. 54 Указа о земле).
Пользователь земельного участка, даже временный, обладает на него в определенной степени правом не только пользования и владения, но и распоряжения. Так, например, вторичный временный землепользователь, являющийся арендатором, имеет право сдать арендованный земельный участок (или его часть) в субаренду или передать его другому лицу на основе договора о временном безвозмездном пользовании без изменения его целевого назначения (п. 5 ст. 42). Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в т. ч. купли-продажи и залога. Он может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут (п. 2 ст. 3 Указа).
Различаются и основания возникновения сервитута и права временного пользования земельным участком. Последнее возникает только на основе договора между частным собственником земельного участка и временным пользователем. Сервитут может возникать как на основе договора заинтересованного лица с частным собственником земельного участка или землепользователем, так и непосредственно из нормативного правового акта или на основе акта местного исполнительного органа (п. 2 ст. 47 Указа о земле).
Из сказанного видно, что земельный сервитут в законодательстве РК существенно отличается от сервитутов в римском праве или даже сервитутов стран дальнего зарубежья с рыночной экономикой.
Нормы о сервитутах в законодательстве РК сначала были закреп-лены в земельном законодательстве. Затем соответствующими нормами был дополнен Указ о недрах и недропользовании (п. 25-1 ст. 1, ст. 11-2). В других нормативных актах о природных ресурсах положения, близкие по правовой природе к сервитутам земельного законодательства, законодательно оформлены в других правовых конструкциях. Например, в Водном кодексе выделено общее водопользование. Согласно ст. 27 Водного кодекса, общее водопользование осуществляется для удовлетворения питьевых и иных нужд населения без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод. Специальных разрешений для осуществления общего водопользования не требуется. Право общего водопользования – это право на ограниченное целевое использование находящихся в государственной собственности вод, возникающее непосредственно. Это право сходно с земельным сервитутом, но отличается от него тем, что общее водопользование может осуществляться за счет водных источников как закрепленных, так и не закрепленных за водопользователями.
Близкими к сервитутам являются и побочные лесные пользования по лесному законодательству в форме сенокошения, пастьбы скота, сбора грибов, ягод, размещения ульев, которые по ст. 29 Лесного кодекса отнесены к видам лесопользования. Эти правовые институты пользования природными ресурсами оформлены в правовые конструкции особых видов права пользования, имеющих отличия от понятия сервитута, закрепленного в земельном законодательстве.
К вещным правам относят право залога прав на природные ресурсы. Здесь следует отметить лишь то, что из всего законодательства о пользовании природными ресурсами право залога специально предусмотрено лишь земельным законодательством и законодательством о недрах и недропользовании.
В Указе о земле залогу земельного участка и права землепользования посвящена гл. 8. Согласно ст. 56 Указа, предметом залога может быть земельный участок, принадлежащий залогодателю на праве частной собственности, и право землепользования. При этом Указ устанавливает, что к отношениям по земельному залогу земельного участка и права землепользования применяются положения об ипотеке недвижимости.
Вместе с тем, в гл. 8 Указа о земле имеются и специальные нормы, накладывающие ограничения на указанные виды залога, а также регламентирующие право залога земельного участка или права пользования земельным участком, на котором имеются здания и сооружения.
Среди ограничений, установленных на залог земельного участка и права землепользования, следует отметить запрет на залог участка и права землепользования, если в отношении последних не допускается законом совершение сделок, а также запрет залога права краткосрочной аренды и временного безвозмездного землепользования. Имеются другие ограничения залога земельного участка и права землепользования.
Передача права недропользования в залог регламентирована ст. 15 Указа о недрах и недропользовании.
Передача права недропользования в залог допускается лишь в случаях и порядке, в которых, согласно ст. 14 Указа о недрах и недропользовании, возможна вообще передача права недропользования.
Из всех описанных выше прав на природные ресурсы легально к вещным правам отнесены следующие права на землю: право собственности, право землепользования, право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, сервитут (подпункт 1 ст. 1 Указа о земле). Кроме того, к вещным правам на землю ст. 1 упомянутого Указа относит также “иные вещные права, кроме перечисленных выше”. К таким иным вещным правам можно отнести право залога земельных участков и права землепользования.
Видимо, есть все основания отнести к вещным права на другие природные ресурсы, аналогичные вещным правам на землю, а именно: право государственной собственности, большинство видов прав пользования природными ресурсами. При этом нужно исходить из признаков, присущих вещным правам, а не только и даже не столько из аналогии с земельными правами, легально признанными вещными. Прежде всего, это абсолютный характер вещных прав, наличие у них объекта в виде вещей, наличие права следования, возможность защищать эти права с помощью вещных исков. При этом следует учесть, что в чистом виде вещных прав не существует. Все они в той или иной степени находятся в единстве с обязательственными правами, абсолютные права находятся в единстве с относительными, а вещные права могут иногда защищаться и обязательственно-правовыми методами. Это следует принимать во внимание, поскольку выделение вещных прав в законодательстве имеет не только теоретическое, но и практическое правоприменительное значение. Из-за того, что вещные права имеют и признаки обязательственных прав, во избежание их смешения на практике важно законодательное определение видов вещных прав, как это, например, сделано в ст. 1 Указа о земле. При этом вещными следует законодательно признавать те права, в которых признаки вещных прав являются доминирующими, а выявление доминирующих признаков для отнесения прав к вещным – это уже задача науки права. Так, например, легальное отнесение права собственности и права землепользования к вещным правам позволило ввести в Указ о земле норму ст. 115, по которой право собственности и право землепользования могут защищаться в порядке, предусмотренном ст. ст. 259–267 ГК для защиты права собственности и иных вещных прав.
Учитывая сказанное, не вызывает сомнения отнесение к числу вещных права собственности на отдельные виды природных ресурсов, поскольку это право ст. 193 ГК относит к числу вещных.
Сложнее обстоит вопрос об отнесении к числу вещных права недропользования, водопользования и лесопользования, поскольку, в отличие от права землепользования, эти права не закреплены в законе как вещные. Однако, по аналогии с правом землепользования, эти права можно в ряде случаев отнести к вещным, поскольку они имеют в основном те же юридические признаки, что и право землепользования, в частности, в большинстве случаев эти права включают в себя и право владения на недра, воды и леса, носят абсолютный характер и могут защищаться вещными владельческими исками.
Но есть еще и такие права пользования природными ресурсами, при которых у пользователей трудно выявить право владения ресурсами, например, право любительской охоты, право сбора грибов в лесах и некоторые другие аналогичные права пользования. Защита этих прав с помощью вещных исков практически невозможна и корректность отнесения таких видов права пользования природными ресурсами к вещным вызывает сомнения.
§ 5. Вещные права на землю
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГК РК и ст. 1 Указа о государственной регистрации прав на недвижимое имущество из прав на землю к вещным правам относятся право собственности, право землепользования, сервитуты.
Объектом всех указанных прав являются земельные участки. Вещные права возникают на вещи, определяемые индивидуальными признаками. В связи с изложенным, одной из предпосылок возникновения вещных прав на земельные участки является формирование объекта. Индивидуализация земельных участков как объектов правоотношений в настоящее время осуществляется путем присвоения им кадастровых номеров, определением границ, их местонахождения, установлением категории и целевого назначения и другими параметрами. Идентификация земельного участка осуществляется путем занесения необходимых его признаков в земельный и правовой кадастры, а также в правоподтверждающие документы (акты на право собственности, право постоянного землепользования и т. д.). Действующие формы правоподтверждающих (правоустанавливающих) документов на земельные участки, утвержденные Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 1996 г. № 402 “О выдаче гражданам и юридическим лицам актов на право собственности на земельный участок, право постоянного землепользования”, от 6 декабря 1996 г. № 1495 “Об утверждении форм типовых договоров о временном землепользовании”, от 10 декабря 1996 г. № 1511 “Об утверждении порядка купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков или права постоянного землепользования”, в основном содержат необходимые идентифицирующие признаки земельного участка, необходимые для ведения земельного и правового кадастров.
В настоящее время имеют хождение старые формы правоустанавливающих документов (на право пожизненного наследуемого владения землей, на право постоянного пользования), которые, в соответствии с п. 8 ст. 122 Указа о земле, не утратили юридическую силу. Однако, такие документы не позволяют в полной мере идентифицировать земельный участок как объект недвижимости, поскольку в них не указаны такие сведения, как кадастровый номер, категория земли, делимость или неделимость земельного участка. В связи с этим органами по ведению земельного и правового кадастров согласована процедура восполнения недостающей информации в таких документах либо путем внесения в них дополнительной информации, либо путем замены их на новые формы документов. Замена таких документов требует проведения землеустроительных работ. В связи с этим, несмотря на то, что старые формы актов не утратили юридическую силу, право, которое в них закреплено, не может быть в ряде случаев осуществлено без замены документов на новые формы актов.
На разных этапах развития законодательства набор параметров земельного участка, определяющих его правовой режим, менялся. Возможные последующие изменения, связанные с введением новых или отменой прежних идентифицирующих признаков, вновь создадут проблемы юридической силы ранее выданных документов и заполнения правового и земельного кадастров. В связи с изложенным необходимо установить гибкую систему обмена информацией между земельным и правовым кадастрами, не требующих в каждом случае замены ранее выданных правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на новые.
В законодательстве Республики Казахстан, кроме понятия “земельный участок”, под которым понимается выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном Указом порядке за субъектами земельных отношений (подпункт 6 п. 1 ст. 1 Указа о земле), существует понятие земля (п. 3 ст. 6 Конституции РК, подпункт 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 30 Указа о земле). В связи с этим возникает вопрос о соотношении указанных понятий и субъектах, которые могут стать обладателями вещных прав на такие объекты. Согласно определению, данному в Указе о земле, земля – это природный объект хозяйствования, являющийся в соответствии с законодательством объектом собственности и землепользования (недвижимое имущество). Представляется, что понятия “земля” и “земельный участок” соотносятся как род и вид. Причем объектами права частной собственности и права землепользования могут быть только земельные участки. Остальная земля, на наш взгляд, является объектом только государственной собственности. Такой вывод следует из п. 2 ст. 30 Указа о земле, закрепившего принцип презумпции права государственной собственности на земли, не находящиеся в частной собственности. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть выделены или не выделены в земельные участки. Предоставление же земли в частную собственность или в землепользование всегда происходит путем формирования земельного участка. В связи с изложенным возникает вопрос о том, являются ли нераспределенные государственные земли индивидуально определенными вещами, поскольку они не имеют кадастровых номеров и т. д.? Следует признать, что в указанных случаях индивидуализация земли, как объекта права государственной собственности, определяется иными признаками. В частности, это границы государств, земельно-кадастровая основа земельного кадастра, где земли распределены по категориям, бонитету земли и другим параметрам. Границы государств позволяют разграничить территории одних государств от территории других государств. В Казахстане в пределах его границ все земли, не находящиеся в частной собственности, признаются собственностью государства.
Изложенное еще раз подтверждает, что объекты вещных прав всегда должны быть индивидуализированы.
К вещным правам на земельные участки, как было сказано выше, относятся право собственности, право постоянного и временного землепользования. Рассмотрим каждый из них.
Законодательством Казахстана допускается государственная и частная собственность на земли (земельные участки). Институт частной собственности введен Конституцией Республики Казахстан, согласно которой земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст. 6). Субъекты, объекты и правовой режим земельных участков, находящихся в частной собственности, устанавливаются Указом о земле и иными нормативными правовыми актами.
Возможность приобретения земельных участков в частную собственность зависит от субъектного состава, категории земли и целевого назначения земельного участка. Граждане РК, в соответствии со ст. 33 Указа о земле, могут приобрести в частную собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. В частной собственности граждан и юридических лиц, в т. ч. и иностранных, могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в т. ч. жилыми, зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением. Для иных целей иностранные субъекты могут приобрести право временного землепользования, но не право частной собственности.
Иностранные государства на территории Казахстана могут на основании международного договора приобрести только право землепользования (п. 3 ст. 30, п. 6 ст. 38 Указа о земле). Поскольку право постоянного землепользования предоставляется только для определенных целей, иностранные государства в установленном порядке могут стать обладателями только права временного землепользования. Однако, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой, иностранные государства в силу приоритета таких договоров перед законами РК могут стать обладателями и других вещных прав на земельные участки, в т. ч. права собственности и права постоянного землепользования. В законодательстве РК нет запрета на приобретение иностранными государствами права собственности на иные объекты недвижимости, прочно связанные с землей, например, на здания, сооружения. В связи с этим существует проблема определения природы прав на земельные участки в тех случаях, когда здания указанными субъектами приобретаются в собственность. В частности, посольства иностранных государств не являются самостоятельными субъектами вещных прав, а выступают в гражданском обороте от имени государства. Для размещения посольств они могут приобрести здания на территории Казахстана, которые признаются собственностью иностранного государства.
Для определения природы прав на земельные участки в указанных случаях следует исходить из следующего. В ст. 18 Указа о земле закреплен принцип неотрывности прав на здания и земельные участки, необходимые для эксплуатации и содержания таких зданий. Причем за исключением случаев, предусмотренных законодательством, природа прав на указанные объекты должна совпадать. В частности, право собственности на здания влечет право собственности на земельные участки и т. д. Из указанного правила есть следующие исключения: 1) право собственности на здания (сооружения), расположенные на земельных участках крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащих членам на праве постоянного землепользования; 2) право собственности на здания (сооружения), возведенные в порядке, установленном подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Указа о земле, на земельных участках, предоставленных во временное землепользование. Исключением являются также случаи приобретения иностранными государствами в собственность зданий, поскольку земельные участки, на которых расположены указанные объекты, не могут перейти в собственность иностранного государства, являющегося собственником здания. На практике их права на земельные участки переоформляются во временное землепользование независимо от того, какие права имели на землю отчуждатели.
В п. 3 ст. 33 Указа о земле перечислены земли, которые не могут находиться в частной собственности. К ним отнесены земельные участки:
1) сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, указанных в п. 1 излагаемой статьи;
2) обороны;
3) особо охраняемых природных территорий;
4) лесного и водного фондов;
5) земли общего пользования на землях населенных пунктов.
Земли, перечисленные в подпунктах 1–4, относятся к категориям земли и сведения об этом отражаются в правоустанавливающих (правоподтверждающих) документах и в земельном, а в связи с регистрацией прав на недвижимое имущество, и в правовом кадастрах. Земли общего пользования на землях населенных пунктов не относятся к самостоятельной категории земель и входят в состав земель населенных пунктов. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы соблюдения специального правового режима, установленного для них, поскольку ни в правоустанавливающих (правоподтверждающих) документах, ни в земельном кадастре нет сведений о принадлежности земельного участка к землям общего пользования.
В соответствии с определением, данным в Указе о земле, землями общего пользования признаются земельные участки, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, проездами, набережными, парками, скверами, бульварами, пляжами и иными объектами, предназначенными для нужд населения. Таким образом, из определения следует, что любые перечисленные объекты, предназначенные для нужд населения, не могут находиться в частной собственности. Такие ограничения, устанавливаемые исходя из специфики объектов, нельзя признать обоснованными. Они являются препятствием для инвестиций в указанные сферы, что не может способствовать, например, благоустройству пляжей, скверов и других зон отдыха. В связи с изложенным следует в каждом населенном пункте из числа указанных объектов определить перечень объектов, которые не могут быть переданы в частную собственность, исходя из целевого назначения и необходимости их сохранения в государственной собственности. Остальные объекты могли бы быть переданы в частную собственность.
Право частной собственности за земельные участки является новым институтом в Казахстане. В связи с этим при применении его норм возникают ряд вопросов, обусловленных несовершенством или противоречиями в законодательстве. Развитие указанного института должно происходить путем устранения указанных недостатков, усилением гарантий прав собственников, расширением состава земель, предаваемых в частную собственность, а также субъектного состава негосударственных собственников. В частности, в настоящее время обсуждаются вопросы о введении частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Указанные земли, в соответствии с действующим законодательством, предоставляются гражданам РК только для целей, предусмотренных в п. 1 ст. 33 Указа о земле. К вопросу о расширении субъектного состава лиц, которые могут приобрести земли сельскохозяйственного назначения в собственность, необходимо подходить осторожно, учитывая не столько юридические или экономические условия, сколько политические, социальные, национальные, даже психологические особенности развития общества современного Казахстана.
К вещным права на земельные участки относятся также право постоянного и временного землепользования, а также право временного пользования земельным участком. Согласно определениям, данным в ст. 1 Указа о земле, под правом землепользования понимается право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). Право временного пользования земельным участком возникает только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, и представляет собой право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем). Как видно из определений, указанные права предоставляют обладателям право владения и пользования чужим земельным участком. В объеме, предусмотренным законом, они имеют и право распоряжения.
Вещно-правовая природа рассматриваемых прав выражается не только в обладании землепользователями правами владения, пользования и распоряжения объектом недвижимости в установленном объеме. Это относится и к способам удовлетворения интереса управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, и в абсолютном характере защиты от незаконных посягательств третьих лиц, в т. ч. и от собственника, и в следовании за вещью рассматриваемых прав и т. д. Например, землепользователь может самостоятельно защищаться от нарушений своего права третьими лицами, не прибегая к помощи собственника. Такое право предоставлено ему ст. 265 ГК РК, в соответствии с которой правом предъявления виндикационного и негаторного исков наделены лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного землепользования либо по иному основанию, предусмотренному законодательными актами или договором.
Таким образом, все титульные владельцы, в т. ч. постоянные и временные землепользователи, обладают правом абсолютной защиты. Изложенное доказывает вещно-правовую природу указанных прав и позволяет в случае пробелов в законодательстве прибегнуть к нормам, регулирующим вещные права, если иное не установлено законодательством и не противоречит существу возникающих отношений. Это не исключает существования между собственником земельного участка и землепользователем обязательственных правоотношений, связанных с выполнением принятых по договору обязательств (по уплате арендной платы, использованию земельных участков по целевому назначению и т. д.).
Для указанных прав на земельные участки устанавливается различный правовой режим. Рассмотрим каждый их них.
Право постоянного землепользования предоставляется только определенным субъектам и для определенных целей. В соответствии с п. 1 ст. 40 Указа о земле, на праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим землепользователям:
1) крестьянским (фермерским) хозяйствам;
2) лицам, владеющим зданиями или сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
3) государственным и негосударственным юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство;
4) лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Право постоянного землепользования не может быть предоставлено иностранным землепользователям (п. 2 ст. 40 Указа о земле).
Правовой режим права постоянного землепользования зависит от особенностей субъекта. Объем прав негосударственных постоянных землепользователей сближает режим указанного права с правом собственности. В частности, они имеют право владения, пользования и распоряжения принадлежащим им правом. Право постоянного землепользования, например, может быть такими землепользователями отчуждено, сдано в залог, передано по наследству. Изъятие для государственных надобностей земельных участков, которые физическим лицам и негосударственным юридическим лицам принадлежат на праве постоянного землепользования, осуществляется только в порядке выкупа.
Отличие режима права собственности на земельный участок от права постоянного землепользования негосударственных землепользователей состоит только в наличии дополнительных оснований для принудительного изъятия земельного участка. В частности, принудительное изъятие по основаниям, предусмотренным ст. ст. 71 и 72 Указа о земле (изъятие земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства), допускается только в отношении права землепользования. Земельный участок, находящийся в частной собственности, по этим основаниям изъятию не подлежит.
Государственные землепользователи осуществляют принадлежащее им право постоянного землепользования в объеме, установленном законодательством. Такой землепользователь, в частности, не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.
Право временного землепользования может быть первичным (приобретенным от государства) или вторичным (приобретенным у первичного землепользователя), краткосрочным (до трех лет) или долгосрочным (до 99-ти лет), возмездным или безвозмездным. Поскольку максимальный срок в 99-ть лет установлен для права временного землепользования, следовательно, право пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, не может быть ограничено сроком.
Правовой режим права временного землепользования зависит от следующих обстоятельств:
категории и целевого назначения земельного участка;
вида субъекта права;
характера (первично или вторично);
срока (краткосрочно или долгосрочно);
возмездно или безвозмездно.
В частности, право землепользования, принадлежащее физическим лицам, негосударственным юридическим лицам, государственным юридическим лицам и иностранным землепользователям имеют различный правовой режим. Например, право землепользования иностранных государств на территории Казахстана может возникнуть только на основании международного договора. Граждане и негосударственные землепользователи обладают правом распоряжения принадлежащим им правом землепользования (п. 3 ст. 40, п. 1 ст. 43 Указа о земле). Государственные землепользователи не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога (п. 2 ст. 44 Указа о земле).
Объем правомочий первичного землепользователя, как правило, шире объема правомочий вторичного землепользователя. В частности, негосударственный землепользователь с правом первичного долгосрочного землепользования вправе сдавать принадлежащий ему земельный участок (или его часть) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принадлежащее ему право временного землепользования. В то время как вторичные землепользователи не вправе, например, производить отчуждение принадлежащего ему права без согласия первичного землепользователя (п. 6 ст. 42 Указа о земле). Существуют другие ограничения прав вторичных землепользователей, предусмотренные Указом о земле.
Срок права землепользования также влияет на правовое положение временного землепользователя. Например, в соответствии с п. 4 ст. 57 Указа о земле, не допускается залог права краткосрочной аренды, в то время как временное долгосрочное землепользование, принадлежащее негосударственным землепользователям, может быть предметом залога.
Возмездность (безвозмездность) права также определяют его правовой режим. Вторичный землепользователь, являющийся арендатором, имеет право сдать арендованный земельный участок или его часть в субаренду или во временное безвозмездное землепользование, если договором аренды, заключенным с первичным землепользователем, не предусмотрено иное. Вторичный землепользователь, владеющий земельным участком на основе договора о временном безвозмездном землепользовании, может с согласия лица, предоставившего земельный участок (первичного землепользователя), сдать участок или его часть в аренду или передать другому лицу по вторичному договору о временном безвозмездном землепользовании без изменения целевого назначения данного земельного участка (п. 5 ст. 42 Указа о земле). Право временного безвозмездного землепользования, кроме того, не может быть предметом залога (п. 4 ст. 57 Указа о земле).
Таким образом, анализ земельного законодательства Казахстана показывает, что к вещным правам на земельные участки, кроме права собственности, относятся право постоянного и временного землепользования, сервитуты. Законодательством к вещным правам на земельные участки могут быть отнесены и другие права.
§ 6. Вещные права на недра
К вещным правам на недра из всех видов вещных прав на природные ресурсы относятся право собственности, причем только государственной, и право пользования недрами.
Под “недрами” понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса (подпункт 15 ст. 1 Указа о недрах и недропользовании). По законодательству РК недра являются исключительной государственной собственностью.
Как и любой другой объект вещных прав, недра характеризуются индивидуально определенными признаками. Индивидуализацию недр следует начинать именно с того главного признака, что они расположены в пределах границ территории РК, которые имеют четко очерченные контуры, разделяющие их от границ территорий других государств. Недра, в свою очередь, на всей территории республики разделяются на блоки – участки недр. Участок недр (блок) является геометризированной частью недр, выделяемой в замкнутых границах для предоставления в недропользование другим субъектам (подпункт 27 ст. 1 Указа о недрах и недропользовании). Дальнейшая индивидуализация недр как объектов вещных прав проявляется и во включении их в государственный фонд, и ведении уполномоченными государственными органами государственного кадастра для определения и учета границ участков недр и содержащихся в них полезных ископаемых.
Следует заметить, что в теории и на практике нередко смешивают понятие “недра” с понятием “полезные ископаемые”. Мы полагаем, что такой подход является ошибочным, поскольку полезные ископаемые являются лишь составным