Лекция 6. Проблемные регионы

Таблица 20.

Уровень общей и зарегистрированной безработицы (на конец года, в % от экономически активного населения)

  Уровень общей безработицы Уровень зарегистрированной безработицы
         
Регионы с минимальным уровнем безработицы (до 9% в 1997 г.)
Москва 5,6 3,7 0,5 0,7
Курская область 2,4 7,5 0,2 1,4
Воронежская область 4,4 7,6 0,5 2,0
Татарстан 3,2 7,7 0,1 2,2
Ярославская область 4,9 8,5 2,8 2,8
Оренбургская область 4,4 8,9 0,2 0,9
Санкт-Петербург 7,0 9,0 1,6 1,2
Регионы с максимальным уровнем безработицы (до 20% в 1997 г.)
Дагестан 12,5 21,6 2,5 6,0
Калмыкия 7,3 22,5 1,1 6,4
Северная Осетия 2,2 22,7 2,3 3,2
Еврейская область 6,8 25,1 0,8 1,4
Ингушетия - 52,0 - 7,5
Российская Федерация 4,7 11,2 0,8 2,7

В первой группе находятся экономически благополучные регионы, занятость здесь снижалась медленнее, чем в целом по россии. Во вторую группу входят слаборазвитые регионы, традиционно имеющие значительные неиспользуемые трудовые ресурсы.

динамика доходов населения. В целом по стране за 1994-1997 годы реальные денежные доходы населения почти не изменились, индекс равен 99 % (расчеты реальных денежных доходов осуществляются только с 1993 года). Небольшое число регионов далеко оторвались от остальных по величине реальных доходов населения: индекс Москвы - 153%, Санкт-Петербурга - 118%, Тюменской области - 109%. В большинстве регионов европейской части страны (за исключением Северного Кавказа), индексы реальных доходов близки к среднероссийскому. Отстающие по динамике регионы образуют три группы. Первая - это отдельные регионы Северного кавказа (Дагестан - 71%) и Поволжья (Калмыкия - 60%). Вторая группа - индустриальные депрессивные регионы Урала и Южной Сибири (Курганская область - 57%, Кемеровская - 80%, Новосибирская - 83%). Третья группа - часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья (Сахалинская область - 48%, Магаданская - 49%, Чукотский автономный округ - 52%, Еврейская автономная область - 56%, Читинская область - 61%).

Особенностью анализируемого периода является колебательная динамика реальных доходов: 1994 год - значительный подъем, 1995 - резкий спад, 1996 - стабилизация, 1997 - снова подъем. Но даже в годы общего роста и стабилизации в значительном числе регионов продолжалось падение реальных доходов, что являлось признаком хронического обеднения.

Одним из следствий неравномерной региональной динамики доходов является усиление территориальной концентрации доходов. Так, первые 10% регионов концентрируют 46,9% суммарных денежных доходов населения (в 1997 году). В их число входят: Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край, Кемеровская область, Красноярский край, Самарская и Ростовская области. В целом, половину суммарных денежных доходов населения страны сосредоточили первые 12 регионов, 75% - первые 31 регион, оставшиеся 25% приходятся на 57 регионов.

План

    1. проблемные регионы: понятие и классификация
    2. Кризисные регионы
    3. Отсталые регионы
    4. Депрессивные регионы
    5. Приграничные регионы
    6. Регионы Севера.

1. проблемные регионы: понятие и классификация

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

    1. особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
    2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
    3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
    4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

    1. Субъекты федерации
    2. Части субъектов федерации
    3. Несколько субъектов Федерации
    4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: