Литература
Документы Центрального Банка РФ
Постановления Правительства РФ
Указы Президента РФ
1. Указ Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О федеральном казначействе» // Ведомости РФ. 1992. № 50. Ст. 2978.
2. Указ Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393; 2000. № 33.
3. Указ Президента РФ от 09.04.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.
1. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 // Российская газета. 2004. 31 июля.
2. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1470// СЗ РФ. 1998, № 3. Ст. 345.
3. Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 888 // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.
|
|
4. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 // Российская газета. 2004. 29 июня.
5. Положение о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня; 2004 г. № 317 // Российская газета. 2004, 6 июля.
6. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 // Российская газета. 2004. 17 июня.
7. Положение о Федеральной службе страхового надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 // Российская газета. 2004. 13 июля.
8. Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2004 г. № 83 // СЗ РФ. 2004. № 8. Ст. 668.
9. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 // Российская газета. 2004. 1 июня.
1. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993№ 40 // Экономика и жизнь. 1993. № 42-43.
2. Положение Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2002. № 66; 2004. № 2.
1. Абрамов В.Ю. Страховое право: Учебное пособие. М., 2004.2. Артемов Я. M. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. М., 1999.
|
|
3. Бакаева О. Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов Российской Федерации / Под ред. Н. И. Химичевой. Саратов, 2002.
4. Бакаева О.Ю. Матвиенко Г.В. Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2004.
5. Бельский К. С. Финансовое право: наука, история, библиография. М., 1994.
6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». М., 2004.
7. Бочаров В. Инвестиции: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2003.
8. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А Н. Козыриной. М., 2002.
10.Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Я. Я. Химичевой. М., 2001.
11.Путеводитель по российскому рынку капитала: Паевые инвестиционные фонды. М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2001.
12.Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения: Учебное пособие. М., 2005.
13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева, М., 2004.
14. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М., 2007.
15.Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2007.
16.Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2007.
17.Финансы: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. М., 1999.
18.Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право: Монография. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2001.
19.Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2005.
[1] См.: Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Доробзиной. М., 1997. С.63.
[2] См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 10.
[3] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 19.
[4] Категория «Финансовая система России» выработана экономической наукой на основе анализа и обобщения экономического материала. В связи с этим финансово-правовая наука не может дополнять или каким-либо другим образом изменять содержание этой финансово-правовой категории. Она лишь заимствует эту категорию и использует в своих целях в том содержании, которое дано экономической наукой (См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 20; Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Доробзиной. М., 1997. С.77.)
[5] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. редактор Н.И. Химичева. М., 2007. С. 98.
[6] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 24.
[7] См.: Финансовое право для экономических специальностей: учебник / под общ. ред. проф. С.О.Шохина. М., 2006. С.16.
[8] См.: Положене о Контрольном управлении Президента Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.
[9] См.: Бюджетный Кодекс РФ ст. 165, 167, 268; Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 // Российская газета. 2004. 31 июля.
[10] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 23.
[11] Понятие и сущность финансовой деятельности государства подробно рассматривалась в предыдущей лекции.
[12] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. редактор
Н.И. Химичева. М., 2007. С. 129.
[13] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. редактор Н.И. Химичева. М., 2005. С. 136.
[14] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 109.
[15] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 157.
[16] CЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2003. № 27. Ст. 2700.
[17] СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. (О преобразовании Главного контрольного управления в Контрольнок управление Президента РФ см.: Указ Президента от 25.03.2004 № 400 «Об Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1118; Положение об Администрации Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 6.04.2004 № 490 // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.)
|
|
[18] Согласно закону «Об аудиторской деятельности» (ст. 1) аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
[19] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 180.
[20] См. Закон РФ от 10.10.1991 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации» // ВВС. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. № 4. Ст. 136; № 12. Ст. 605; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2929; 1996. № 29.. Ст. 3454; Закон от 15.04.1993 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, органов местного самоуправления» // ВВС. 1993. № 18. Ст. 635 (утратил силу с 1 января 2000 г. в связи с введением в действие БК РФ); Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339.
[21] Например, консолидированный бюджет России состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой бюджет этого субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Консолидированные бюджеты, не являясь уровневыми бюджетами, служат для анализа и расчетов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами и играют большую роль в межбюджетных отношениях.
[22] См.: ФЗ «О бюджетной классификации Российской федерации» (в ред. Федерального закона от 05.08.2000) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3338. 2003. № 19. Ст. 1751.
[23] См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и Российский Федерализм. М., 2001. С. 231.
[24] О том, что бюджетное право следует рассматривать как подотрасль финансового права, говорили в свое время С.С. Алексеев, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин. (См.: С.С. Алексеев Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 141; М.И. Пискотин Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50 – 51, 53; С.Д. Цыпкин Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983. С. 23 – 24.)
|
|
[25] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 187.
[26] См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и Российский Федерализм. М., 2001. С. 106.
[27] См.: БК РФ ст. 51. «Неналоговые доходы федерального бюджета», которая гласит:
«1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 – 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: … таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100 процентов; (абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ)».
[28] См., например: Постановление Правительства РФ от 26.09.2006 № 589 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих изделий и ряда сырьевых товаров для производства авиационных двигателей».
[29] См., например: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 90; Л.К. Воронова, Н.П. Кучерявенко Финансовое право: Учеб. пособие. Харьков, 2003.
С. 15, 16.
[30] БК РФ. Ст. 69 «Формы расходов бюджетов». Определение понятия бюджетные ассигнования содержится в ст.6 «…бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств».
[31] Доклад ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности таможенной службы Российской Федерации на 2007–2009 годы. С.66-67
[32] Постановление Правительства «О Федеральной таможенной службе»… п. 5.9.
[33] БК РФ п.1. Ст. 158. Главный распорядитель бюджетных средств.
[34] Приказом ФТС России 124 от 14.02.2006 №124 среди основных задач этих отделов названы: … организация финансовой деятельности таможни; формирование проекта бюджета таможни на очередной финансовый год; исполнение сметы доходов и расходов таможни; организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности таможни; подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей хозяйственной деятельности таможни; осуществление контроля за целевым, эффективным и равномерным использованием выделенных средств по утвержденной смете доходов и расходов, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации; ведение бюджетного учета; внедрение передовых форм и методов ведения бюджетного учета с использованием автоматизированных систем управления и сетевых компьютерных программ; организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов; совершенствование финансово-хозяйственной деятельности таможни.
[35] Н.И. Химичева Правовые основы бюджетного процесса в СССР. Саратов, 1966. С. 16.
[36] Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (с изменениями от 23 декабря 2004 г.)
[37] Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249).
[38] См.: Сатью 79 БК РФ «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций».
[40] Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 г.г. (одобрена постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249).
[41] Доклад ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности таможенной службы Российской Федерации на 2007–2009 годы.
[42] См.: Доклад ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности таможенной службы Российской Федерации на 2007–2009 годы
[43] Приказ ФТС России от 14.02.2006 №124 «Об утверждении типовых положений об отделе бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни и об отделе бухгалтерского учета и контроля тылового таможенного поста».
[44] См., например: М.В. Карасева Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С. 12; А.Д. Селюков государственный и муниципальный кредит. Правовое обеспечение. М., 2000. С. 5-6.
[45] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002.
С. 451.
[46] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 340.
[47] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 342.
[48] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 463.
[49] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 523.
[50] Вестник Банка России. 1996. № 24; 2002. № 24.
[51] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 386.
[52] См.: Н.Н. Эриашвили Банковское право. М., 2001. С. 186.
[53] См.: Эриашвили Н.Н. Банковское право // М., 2001. С. 211.
[54] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 379.
[55] См.: Н.Д. Эриашвили Банковское право. М., 2001. С. 149.
[56] См.: Федеральный закон от 30.10.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
[57] См.: Н.Н. Вознесенская Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., С. 137-139.
[58] См.: Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая.. Гл. 54. М., 2003.
[59] См.: Гражданский Кодекс РФ. Часть первая. Ст.2. М., 2003.
[60] См.: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Ст. 9. // Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855. Российская газета. 2004. 26 июня. Российская газета 2005. 14 марта.
[61] См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. - М., Юристъ., 2002 г. С. 25.
[62] См.: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.12.1997), Ст. 11.
[63] См.: Фогельсон Ю. Б. Указ соч. С. 122.
[64] См.: М.М. Ардатова, В.С. Балинова, А.Б. Кулешова, Р.З. Яблукова. Страхование в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2004. С. 23, 213.
[65] См.: Фогельсон Ю. Б. Указ соч. С. 139.
[66] См.: Фогельсон Ю. Б. Указ соч. С. 155.
[67] См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М., Юристъ, 2002. С. 178.
См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 352.
[69] См.: Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М., Юристъ, 2002. С. 29.
[70] См.: Положение о Федеральной службе страхового надзора. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.
[71] См.: Финансы, деньги, кредит / Под. ред. О.В. Соколовой. М., 2000. С. 37.
[72] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 537.
[73] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 538.
[74] См.: ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
[75] Вестник Банка России. 1998. № 1; 2002. № 61.
[76] Вестник Банка России. 1996. № 11.
[77] СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.
[78] Вестник Банка России. 2002. № 66; 2004. № 2, 35.
[79] См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 545.
[80] Суммы расчетов в наличной форме между физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14.11.2001 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (Вестник Банка России. 2001. № 69) установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.
[81] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 397.
[82] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 398.
Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному счету в кредитной (банковской) организации.
[83] См.: Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Центральным Банком 09.04.1998, в части, не противоречащей Указанию Центрального банка РФ от 09.04.1999 «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов» // Вестник Банка России. 1998. № 23; 1999. № 23; 2004. № 33.
[84] Вестник Банка России. 2002. № 74; 2003. № 17; 2004. № 39.
[85] Вестник Банка России. 2003. № 24.
[86] Прежним законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. к объектам валютных правоотношений относились также драгоценные металлы и драгоценные камни. С вступлением в силу нового закона, отношения, связанные с этими объектами регулируются исключительно специальным законодательством.
[87] См. Инструкцию ЦБ РФ от 22.05.1996 № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками РФ».
[88] См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 413.
[89] Ведомости РФ. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.