Харизматический

Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин)

Человек в политической жизни

Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.

Экономическая элита(владельцы корпораций, банков)

Военная (генералитет)

Информационная (владельцы СМИ, политические обозреватели)

Административная (чиновники)

Научная (ученые)

Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.

Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.

Политическая роль- функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными (поведение человека) и нестандартизированными (девиантные отклонения).

Типы политических ролей:

1. Рядовой член общества

2. Человек, состоящий в общественной организации или движении

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации

4. Профессиональный политик

5. Политический лидер.

Особенности политического лидерства:

v постоянное влияние

v однонаправленность от лидера на объект

v охватывает все общество или большие группы

v опирается на авторитет лидера

v имеются многочисленные сторонники

v имеется формально-должностной статус

Функции политического лидера:

v интегративная- согласование интересов

v ориентационная- выработка политического курса

v инструментальная-определение способов и методов осуществления задач

v мобилизационная- инициирование изменений

v коммуникативная

v гарант справедливости, законности, порядка

Типы политических лидеров:

v общенациональный

v больших социальных групп

v общественной организации или движений

1. авторитарный

2. демократический

3. либеральный

традиционный

легальный

1. лидер-знаменосец (Ленин)

2.лидер-служитель (Брежнев)

3.лидер-торговец (рейган)

4.Лидер-пожарный (современные)

Политическое участие -действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Виды политического участия:

v автономное (свободное и добровольное)

v мобилизованное (принудительный характер -демонстрации в СССР)

v опосредованное(представительское)

v непосредственное(прямое)

1. активное

2. случайное(разовое)

3.политический наблюдатель

4.пассивное

5.аполитичное

Формы политического участия:

1. Выборы.

Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов

Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах

Активное ИП- право граждан участвовать в выборах

Пассивное ИП - право граждан быть избранными

Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.

Основные принципы выборов:

v равенства

v всеобщности (только возрастной ценз и ценз гражданства)

v прямые (непосредственно голосует за депутата)

v тайное голосование

v на альтернативной основе

Этапы избирательной кампании:

v организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.

v Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.

v Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.

v Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.

v Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.

Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная.

-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

Достоинства:

Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте.

Недостатки:Получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование.

2. Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.

Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.

Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.

Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

Причины абсентеизма:

- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти

- низкий авторитет представительных органов

- отсутствие электоральной культуры

Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям

Императивный мандат - смещение и отзыв избранных депутатов

Свободный мандат - невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.

Референдум -всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.(принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит -опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.

На референдуме не могут обсуждаться вопросы:

- об изменении статуса субъекта РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания

-об избрании людей, замещающих государственные должности

-о персональном составе федеральных органов

-о федеральном бюджете

-о федеральных налогах

-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция- коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.

Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ) -кулуары.

5. Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.

6. Политическая активность в качестве члена партии, движения.

7. Прямые действия(демонстрации, митинги, пикетирование).

Митинг - собрание единомышленников, доступное для всех желающих.

Демонстрация - движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.

Пикетирование - коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования(у здания парламента, правительства, военной базы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: