Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин)
Человек в политической жизни
Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.
Экономическая элита(владельцы корпораций, банков)
Военная (генералитет)
Информационная (владельцы СМИ, политические обозреватели)
Административная (чиновники)
Научная (ученые)
Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.
Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.
Политическая роль- функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом (избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными (поведение человека) и нестандартизированными (девиантные отклонения).
Типы политических ролей:
1. Рядовой член общества
2. Человек, состоящий в общественной организации или движении
|
|
3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации
4. Профессиональный политик
5. Политический лидер.
Особенности политического лидерства:
v постоянное влияние
v однонаправленность от лидера на объект
v охватывает все общество или большие группы
v опирается на авторитет лидера
v имеются многочисленные сторонники
v имеется формально-должностной статус
Функции политического лидера:
v интегративная- согласование интересов
v ориентационная- выработка политического курса
v инструментальная-определение способов и методов осуществления задач
v мобилизационная- инициирование изменений
v коммуникативная
v гарант справедливости, законности, порядка
Типы политических лидеров:
v общенациональный
v больших социальных групп
v общественной организации или движений
1. авторитарный
2. демократический
3. либеральный
традиционный
легальный
1. лидер-знаменосец (Ленин)
2.лидер-служитель (Брежнев)
3.лидер-торговец (рейган)
4.Лидер-пожарный (современные)
Политическое участие -действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Виды политического участия:
v автономное (свободное и добровольное)
v мобилизованное (принудительный характер -демонстрации в СССР)
v опосредованное(представительское)
v непосредственное(прямое)
1. активное
2. случайное(разовое)
3.политический наблюдатель
4.пассивное
5.аполитичное
Формы политического участия:
1. Выборы.
Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов
|
|
Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах
Активное ИП- право граждан участвовать в выборах
Пассивное ИП - право граждан быть избранными
Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.
Основные принципы выборов:
v равенства
v всеобщности (только возрастной ценз и ценз гражданства)
v прямые (непосредственно голосует за депутата)
v тайное голосование
v на альтернативной основе
Этапы избирательной кампании:
v организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.
v Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.
v Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.
v Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.
v Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.
Типы избирательных систем:
1. Мажоритарная.
-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.
-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.
Достоинства:
Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте.
Недостатки:Получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование.
2. Пропорциональная.
Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.
Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.
Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.
Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.
Причины абсентеизма:
- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти
- низкий авторитет представительных органов
- отсутствие электоральной культуры
Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям
Императивный мандат - смещение и отзыв избранных депутатов
Свободный мандат - невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.
Референдум -всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.(принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит -опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.
На референдуме не могут обсуждаться вопросы:
|
|
- об изменении статуса субъекта РФ
-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания
-об избрании людей, замещающих государственные должности
-о персональном составе федеральных органов
-о федеральном бюджете
-о федеральных налогах
-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения
-об амнистии и помиловании
Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция- коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.
Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ) -кулуары.
5. Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.
6. Политическая активность в качестве члена партии, движения.
7. Прямые действия(демонстрации, митинги, пикетирование).
Митинг - собрание единомышленников, доступное для всех желающих.
Демонстрация - движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.
Пикетирование - коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования(у здания парламента, правительства, военной базы).