Романская эпоха

Греция

Египет

Люди учились строительному искусству у природы, которая не знает излишеств, является образцом творческого производства.

Если обратиться к истории строительства Древнего Египта, то и там мы замечаем, что геометрически правильные, очень четкие сооружения и отдельные конструкции свидетельствуют о том, что в распоряжении египетских строителей были чертежи. Обязательным процессом была разбивка контура зданий в натуральную величину на строительной площадке, а инструментами служили веревка и колышки. Полагают также, что началу строительства предшествовало создание модели сооружения, на которой виден план храма и пропорции отдельных его частей. До наших дней дошли папирусы, с рисунками, подтверждающими практику предварительной разработки как общих планов, так и их частей.

Основную работу по подготовке проектной документации производил архитектор. Он же распределял участки работы, а также давал рекомендации» о способах кладки, инструментах, материале и сырье.

Архитектура была профессией, сочетавшей в себе черты ремесла и искусства, требовала одновременно и чисто инженерного мастерства, и высокоразвитого чувства прекрасного, и немалой математической подготовки.

Историки отмечают, что греческие храмы были построены на основе строгих математических пропорций.

Примечательно, что греки с их легким характером были весьма не склонны тратить свой труд на строительство никому не нужных сооружений. Это еще не древнеримский культ утилитарности сооружений, но уже и не древнеегипетская пустопорожняя колоссальность. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. Чувство меры — одно из разумнейших правил Древней Греции, к которому не раз обращались архитекторы разных времен.

Прежде чем стать архитектором, строитель должен был пройти путь ученичества в цехе, работать подмастерьем, мастером. На строительство храмов архитекторы привлекались по конкурсу. В Греции архитекторы выдвигались из талантливых плотников, каменотесов, ювелиров, чеканщиков.

В романскую эпоху ведущий архитектор был ответственен как за проект, так и за его своевременное осуществление в соответствии с принятым заказом. Это универсальный знаток различных строительных специальностей, подрядчик, решающий организационные вопросы, и даже эксперт, когда возникают трудности при возведении конструкций.

Цехи каменщиков стали хранителями производственных секретов: у строителей накапливались большие практические познания в области строительного ремесла, в частности, строительной механики. Секреты раскрывались в процессе строительства. Каждое большое строительство было хорошей школой.

Проектирование соборов доверялось самым опытным мастерам, которые были одновременно и зодчими, и мастерами-каменщиками. В Средние века архитекторы не располагали ни развитой технологией проектирования, ни уницифицированными единицами измерения. Почти в каждом городе был свой «стандартный» фут или ярд. Разбивка сооружений осуществлялась сугубо геометрическим построением (а не путем масштабного переноса), иногда на пергаменте, но чаще на оштукатуренном полу, именуемом «тразура».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: