Готика
В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела. Он постоянно находился на строительной площадке, наблюдал за работой, однако, насколько известно, непосредственно не работал.
Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого, как уже отмечалось, в период средневековья были сопряжены с большими трудностями и затратами.
Важное значение для экономики строительства в готической архитектуре имели: расширение внутреннего пространства за счет увеличения высоты с помощью новых, более совершенных видов перекрытий; применение стрельчатых сводов на ребрах с облегченной оболочкой самого свода, что значительно снизило его массу; большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Следовательно, при своем ъъъъъъъъъсвоеобразии готическая архитектура чрезвычайно экономична сама по себе и, кроме того, открывает приемы строительства, экономичные по своей сути.
|
|
Культура Возрождения возникла в Италии во второй половине XIV в. и к XVI в. во многом преобразовала облик Европы. Гуманисты Возрождения, как правило, состояли на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож, выполняя их заказы, приспосабливаясь к воле заказчика. В то же время художники и архитекторы были свободны от средневековых канонов, сковывающих творчество. Это был величайший прогрессивный переворот - эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Проект обычно осуществлялся на конкурсной основе, а когда дело шло о муниципальных постройках, то судьей делалось все городское население.
Людям эпохи Возрождения приходилось быть мастерами на все руки в полном смысле этого слова. Филиппо Брунеллески был архитектором, скульптором, математиком, инженером. Палладио, — архитектор, литератор, филолог, философ, музыкант, астроном. Альберти был архитектором, теоретиком искусства, поэтом, драматургом, автором первой грамматики итальянского языка, картографом. Леонардо да Винчи был не только выдающимся живописцем, скульптором, архитектором, но также и математиком, военным инженером, гидротехником.
Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях соборов, Брунеллески показал все освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра. Модели служили не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.