Возрождение. В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела

Готика

В эпоху готики возросла роль многоопытного мастера — хранителя профессиональных секретов строительного дела. Он постоянно находился на строительной площадке, наблюдал за работой, однако, насколько известно, непосредственно не работал.

Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого, как уже отмечалось, в период средневековья были сопряжены с большими трудностями и затратами.

Важное значение для экономики строительства в готической архитектуре имели: расширение внутреннего пространства за счет увеличения высоты с помощью новых, более совершенных видов перекрытий; применение стрельчатых сводов на ребрах с облегченной оболочкой самого свода, что значительно снизило его массу; большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Следовательно, при своем ъъъъъъъъъсвоеобразии готическая архитектура чрезвычайно экономична сама по себе и, кроме того, открывает приемы строительства, экономичные по своей сути.

Культура Возрождения возникла в Италии во второй половине XIV в. и к XVI в. во многом преобразовала облик Европы. Гуманисты Возрождения, как правило, состояли на службе у пап, кардиналов, князей, знатных вельмож, выполняя их заказы, приспосабливаясь к воле заказчика. В то же время художники и архитекторы были свободны от средневековых канонов, сковывающих творчество. Это был величайший прогрессивный переворот - эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Проект обычно осуществлялся на конкурсной основе, а когда дело шло о муниципальных постройках, то судьей делалось все городское население.

Людям эпохи Возрождения приходилось быть мастерами на все руки в полном смысле этого слова. Филиппо Брунеллески был архитектором, скульптором, математиком, инженером. Палладио, — архитектор, литератор, филолог, философ, музыкант, астроном. Альберти был архитектором, теоретиком искусства, поэтом, драматургом, автором первой грамматики итальянского языка, картографом. Леонардо да Винчи был не только выдающимся живописцем, скульптором, архитектором, но также и математиком, военным инженером, гидротехником.

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях соборов, Брунеллески показал все освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра. Модели служили не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: