История древнерусского архитектурного чертежа

Китай

Письменных правил строительства в Европе не было. В то же самое время в Китае были разработаны и действовали подробнейшие строительные законы причем не только в области размеров, но также и во всех возможных комбинациях, с учетом их символического значения. Мы все знаем, что есть древне-китайское учение Фен-шуй с четырёхтысячелетней историей, суть которого заключается в методах гармонизации влияний Пространства, Форм, Цветов друг на друга, а также на человека.

Лекция №5 «Особенности проектного делопроизводства в России»

В процессе образного поиска будущего архитектурного произведения широко применялись методы графического эскизирования. В русской архитектурной практике к этому времени повсеместно использовались завезенные европейскими зодчими чертежные инструменты, свинцовые карандаши, китайская тушь и акварель.

Приемы эскизирования, которыми пользовался русский зодчий, ограничивались графическими рисунками на листах кожи или бумаги. Эскизы исполнялись углем или заостренной палочкой, гусиным пером с использованием разведенной сажи.

Перенимая европейскую методику проекционного черчения, инженерных разработок, русские зодчие одновременно создали свой национальный стиль проектных чертежей, свой почерк организации проектного процесса.

Современному архитектору, знакомому с последними достижениями строительной техники и науки, желательно было бы познакомиться со старыми методами пропорционирования как основой архитектурного формообразования и создания функционально оправданной, конструктивно целесообразной и художественно выразительной формы.

Приемы формообразования вырабатывались в течение вековой строительной практики в результате повседневных измерительных и разбивочных операций. Эти приемы построения архитектурной формы базировались на знаниях геометрии и проверялись опытом многих поколений строителей. Постепенно возникали целостные системы

и методы гармонизации архитектурных объектов.

Древние методы формообразования не нуждались в масштабном чертеже. Зодчему достаточно было знать типологическую схему здания и его исходные размеры. Владея приемами пропорционального построения, согласования горизонтальных и вертикальных размеров, он на основе методики формообразования «размерял основание» и осуществлял натуральное проектирование. Поэтому древнерусский зодчий вполне

обходился наброском от руки принципиальной схемы плана с образованием основных размеров.

Обучение будущих мастеров-строителей проводилось с использованием общих познаний в области прикладной геометрии и на основании однотипных правил и руководств. По подобным правилам и руководствам в иконописных мастерских формировались художественные кадры. Артели мозаичников также обучались по тем же методикам, что позволяло

органично сочетать иконопись и общую цветовую палитру интерьеров со всей объемно-пространственной композицией храмов и прочих построек.

Формирование архитектурно-строительного чертежа проходило под воздействием единой системы художественного мировосприятия. Не случайно в древнерусском чертеже много общего с иконописными приемами и наоборот. И это не случайно поскольку первые чертежники выходили, как правило, из среды иконописцев или изографов, как их величали в древности.

Для древнего мастера система пропорционирования была не догмой, а методом работы, способом достижения гармонического единства архитектурного произведения.

С помощью системы пропорционирования решалась необычайно сложная задача повторения одинаковых типологических структур без точных

масштабных чертежей. При этом повторение сводилось не к копии, а к соблюдению композиционной основы архитектурной структуры, к

повторению типологической характеристики, а не к дублированию аналога.

Исследуя загадки древнерусского архитектурного чертежа, может возникнуть вопрос, для чего сегодня, в век компьютерных технологий, расшифровывать язык прошлых эпох?

Даже если оставить в стороне познавательную ценность древнерусских чертежей, то исследование эволюции чертежа дает важный материал для выяснения возможностей графических средств в процессе архитектурного проектирования.

Масштабный чертеж и система трех проекций – не предел возможностей графического языка и древнерусский архитектурный чертеж тому свидетельство.

Современный архитектор все чаще прибегает к безмасштабным изображениям, к функциональным схемам, условным знакам и абстрагированным моделям, чем обнаруживает преемственность в методах работы с мастерами древности.

Изучение всех сторон деятельности древнего зодчего и функций безмасштабных чертежей, основанных на пропорционировании может существенно оптимизировать творческий процесс современного архитектора и повысить его творческий потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: