Регулирующая функция.
Воспроизводственная функция.
Контрольная функция.
Одной из основных функций финансов является контрольная функция – она заключается в контроле за уровнем доходов, исполнением финансового законодательства и соблюдением финансовой дисциплины. К нарушителям применяются финансовые санкции.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
А. Общегосударственный контроль (вневедомственный) – осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Б. Ведомственный контроль - проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти отделы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных п/п.
В. Внутрихозяйственный контроль – проводится финансовыми службами самих п/п. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности п/п, а также его структурных подразделений.
Г. Независимый контроль - осуществляется независимыми аудиторскими фирмами.
Если контрольную функцию не осуществлять на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорит о необходимости координации в реализации указанных функций.
Она включает в себя:
А) обеспечение сбалансированности всех видов ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала;
Б) предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;
В) обеспечивает непрерывность кругооборота капитала
Два способа вовлечения финансовых ресурсов в производственный процесс:
Авансирование (на формирование оборотного капитала) – денежные средства, идущие на приобретение сырья, материалов, оплаты труда, …, возвращаются на производство в течение одного кругооборота в виде выручки от реализации продукции;
Инвестирование (на формирование основного капитала, инвестиционные цели капитального характера) – денежные средства, выбывают из кругооборота и возвращаются на предприятие по частям путем их включения в состав затрат. Имеется срок окупаемости инвестиций (период, за который вложенный капитал вернется в денежную форму).
Посредством финансов (финансовых рычагов, финансового законодательства) государство вмешивается в воспроизводственный процесс, стимулируя его или сдерживая. Происходит это путем выработки финансовой политики. Важно знание функций финансов для государства.
Как у любой финансовой категории, у финансов есть своя структура.
Совокупность однородных по формам и методам организации финансовых отношений называются финансовый институт (государственный кредит, отношения бюджета).
Совокупность финансовых институтов – финансовая система.
Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:
1.- государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;
2.- банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;
3.- подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.
Основные принципы выделения сфер и звеньев в финансовой системе:
1. у любой сферы есть своя финансовая база (первичных доходов);
2. назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение конкретных целей хозяйствующих субъектов (цель – производство и реализация товаров, работ, услуг с целью извлечения прибыли), населения (удовлетворение личных потребностей) и государства (выполнение государственных функций и удовлетворение общественных потребностей);
3. взаимодействие и единство всех звеньев определяются единым источником первичных доходов – ВОП и НД (ВВП), финансовая политика государства.
Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов 1.- общегосударственные финансы;
2.- территориальные финансы;
3.- финансы хозяйствующих субъектов;
4.- финансы граждан.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.
Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.
Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.
Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:
источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;
объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.