Характеристика Маастрихтского и Амстердамского договоров

Маастрихтский договор 1992 г. Структура Европейского Союза.

Институциональные изменения Европейского сообщества стали возможными за счет Маастрихтского соглашения. Это касалось общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и совместной деятельности в области юстиции и внутренних дел.

Европейскому Совету за счет Мааст­рихтского Договора были переданы полномочия в рамках Европей­ского Союза в целом. Европейский парламент также получил больше функций и приобрел большую значимость. В Маастрихтское согла­шение вошли существовавшие ранее законотворческая процедура слушаний и процедура совместной работы, оно было дополнено но­вым процессом участия в принятии решений. За счет этого Европарламент стал реально участником законотворческого процесса.

За счет Маастрихтского договора в Договор о ЕЭС были включены части дого­вора о слиянии. Договор о ЕЭС был переименован в До­говор о создании Европейского Сообщества, для того чтобы было ясно, что Сообщество развивается от чисто экономического объеди­нения в направлении политического союза. С материально-право­вой точки зрения Маастрихтский договор добавил Сообществу, по­лучившему новое название, также новые полномочия в областях культуры, трансевропейских сетей и промышленности. Введен был также раздел о развитии сотрудничества с третьими государствами.

Важным стало создание валютного и экономического союза за счет узкоскоординированной экономической политики бюджетных пред­писаний, окончательного установления обменного курса в отноше­нии Евро как единой европейской валюты, установления и проведе­ния единой денежной и обменной политики, которая ориентирована преимущественно на цели ценовой стабильности, создания европей­ской системы центральных банков и Европейского Центрального банка. За рамками Европейского Сообщества Маастрихтский дого­вор создал основы для общей внешней политики и политики безо­пасности, а также для совместной деятельности государств-участни­ков в области юстиции и внутренних дел. Кроме того, ст. 17 в Маас-трихсткий договор было введено гражданство Сообществ. 7 февраля 1992 г. было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое должно было вступить в 1993 г. после ратификации всеми государства­ми ЕС.

Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля1992 в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому Союзу. Договор вступил в силу 1 ноября1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

3. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

4. Уровень инфляции не должен превышать боле чем на 1.5 % среднего значения трёх стран — участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

5. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

В 1992 году – Договор об учреждении Европейского Союза – Маастрихтский Договор.

Договор об учреждении ЕС подписан в феврале 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) и начал действовать с ноября 1993 г. Он предусматривал:

- создание экономического и валютного союза, а также политического союза стран-членов,

- включая введение единой валюты,

- единого гражданства,

- проведение общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, культуры, образования, здравоохранения

- гражданство ЕС приобрели граждане национальных государств в дополнение к своим гражданствам

- институты европейских сообществ стали называться институтами Европейского Союза

Амстердамский договор 1997 г. и создание пространства свободы, демократии и законности.

Амстердамский договор был третьей значитель­ной ревизией Договора о Сообществе. Он был подписан на прави­тельственной конференции в Амстердаме и вступил в силу с 1 мая 1999 г. За счет Амстердамского договора возросла роль Европарламента (т. е. увеличилось его участие в принятии решений), а также было произведено реформирование, приведшее к равному участию в принятии решений Совета и Парламента. Амстердамский договор в гл. 9 (ст. 43-45 Договора о Европейском Союзе) и ст. 11 Договора о Сообществе создал возможность для усиленной совместной дея­тельности отдельных государств-участников. Таким образом, инсти­туционализировалась концепция Европы «разных скоростей», кото­рая ранее была воплощена в социальной политике и в валютном со­юзе. Амстердамский договор предусмотрел новую должность, а именно «высшего представителя по общей внешней политике и по­литике безопасности», который идентичен должности генерального секретаря Совета и поддерживает Совет в делах внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Наряду с этим указанный Договор ввел значительные редакционные и техни­ческие изменения. Таким образом, были исключены так называемые «устаревшие предписания». Договор о Сообществе и Договор о Ев­ропейском Союзе получили в целом новую нумерацию. Амстердам­ский договор, с материально-правовой точки зрения, за счет перено­са в первую опору (раздел 4 ст. 61-69 Договора о Сообществе) включил в сферу компетенции Сообщества значительную часть проблем, регулирующих области юстиции и внутренних дел, например, визовые и иммиграционные вопросы, иные сферы политики, сво­боду передвижения граждан. В третьей опоре остались сотрудни­чество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, как с этих пор и называется часть 6 Договора о ЕС.

В 1997 году - Договор об изменении договора о Европейском союзе, договоров, учреждавших Европейские сообщества, и ряда связанных с ними актов - Амстердамский договор.

Вступил в силу в 1999 году.

Реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации - "Общая Стратегия", возможность "конструктивного воздержания" от участия во ВП акциях, должность Высокого Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат ВП планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и приданных ему органов в общую систему институтов ЕС.

Другими словами договор расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:

– определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;

– принятия решений по общей стратегии;

– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: